Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ "Янтарненская школа имени В.В.Кубракова" специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления в школу и обучении в школе. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе оборудованы кабинеты специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога.
В структурном подразделении "детский сад" оборудованы кабинеты специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
На территории школы:
1. Спортивный зал
2. Уличная спортивная площадка.
На территории структурного подразделения "детский сад":
1. Открытая спортивная площадка;
2. Прогулочные площадки с игровыми комплексами.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание школы оборудовано пандусом, кнопками для вызова сотрудников.
Здание детского сада оборудовано пандусом, электронным звонком на калитке.
Специальные условия питания
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального
закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Янтарненская
школа имени В.В.Кубракова» создаёт условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
•
оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном
законодательством в сфере охраны здоровья;
•
организация питания учащихся;
•
определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул;
•
пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
•
организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
•
прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации
периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
•
профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
•
обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
•
профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
•
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание
первичной медико-санитарной помощи.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны
здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья. В школе и структурном подразделении "детский сад" оборудованы медицинские кабинеты в соответствии с
предъявляемыми требованиями. Первичная
медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения
Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об
утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует школьный сайт.
Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствиис государственным контрактом на оказание услуг по доступу к сети "Интернет".
Тип подключения к сети Интернет- по технологии ADSL, скорость подключения 50 Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков».Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 30 учебных и специализированных кабинетов, все компьютеры находящиеся в кабинетах имеют доступ в сеть Internet.
В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система "Электронный Журнал. Электронный Дневник".
На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".
Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и тп средства.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный портал "Российское образование"
Портал культурного наследия, традиций народов России
ПроеКТОрия- твоя профессиональная траектория
Учи.ру - интерактивная образовательная он-лайн платформа
Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан
Онлайн кинотеатр "Ноль плюс"