Методическая разработка классного часа на тему Нравственный выбор человека ПРОЩАТЬ или НЕ ПРОЩАТЬ учитель Диканева Н.В.

Тема: «Нравственный выбор человека: ПРОЩАТЬ или НЕ ПРОЩАТЬ? (по
рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»).
Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся.
Задачи:
- способствовать развитию критического мышления относительно способов
реагирования в жизненных ситуациях;
-формировать навыки общения;
- формировать навыки самопознания.
Оборудование: мультимедиа (проектор), компьютер, учебник по литературе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово
Слово учителя: Добрый день!
Давайте поговорим с вами о нравственности, культурности, честности,
порядочности. Зачем нам это нужно?
2. Актуализация темы.
Человек живет не один, а среди других - в обществе. Следовательно, то, как мы
ведем себя, влияет и на других людей. И если мы ведем себя некультурно,
безнравственно – это мешает и вредит другим. И, напротив, если другие ведут себя
так – это может приносить вред всем окружающим.
Поэтому все правила: культуры, вежливости, нравственности существуют для
того, чтобы люди своими действиями не мешали и не вредили, не оскорбляли друг
друга. Но этому необходимо учиться. Не всегда всё будет получаться сразу, но
путём ежедневных усилий, каждый человек сможет достичь огромного спектра
хороших привычек. Главное – желание.
Давайте вспомним пословицу: «Посеешь поступок-пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Важно формировать у себя привычки не только поведения, но и общения. Ведь
существует еще и культура слова. Недаром говорят:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки,
За собой повести.
Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

3. Основная часть.
По истинному вежливый человек не только лишь поступает добронравно,
приветливо, да и размышляет также. И еще, он умеет сочувствовать. Он поможет
слабому не для того, чтобы показаться хорошим, а потому что понимает: человеку
тяжело. Он не разговаривает грубо, потому что знает, как это обидно. Дерзость и
грубость – не есть хорошо. Необходимо быть культурным и вежливым человеком
всю жизнь; как говорится: «Поступай с другими так, как желал бы, чтоб они
поступали с тобой». Такой человек всегда сдержит слово, потому что просто не
имеет возможности поступить иначе. Таких людей называют добропорядочными и
надежными. Обучаться этому необходимо всю жизнь: следить, размышлять,
воспитывать себя.
Давайте с вами рассмотрим пример нравственного выбора: «прощать или не
прощать?» по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».
Давайте с вами вспомним сюжет рассказа «Конь с розовой гривой». Каков он?
(Ответы учащихся)
- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»? (Да,
исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по
огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый
конь с розовой гривой».). Но какой ценой? Правильно ли поступила бабушка? Как
вы считаете? (Ответы учащихся)
- Какие поступки героя еще можно исправить? Что уже исправить нельзя?
- Почему герой не может остановиться? Он обманул бабушку, но ведь можно
же было не воровать? (Плохие поступки «затягивают» его все дальше. Также
преступники, совершив преступление однажды, идут дальше…)
- Когда герой задумывается о своих поступках? С чего начинается духовное
возрождения героя? (Ночью, когда голос совести ничто не может заглушить:
«Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко
будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать
до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху
с домовым,
и про
калачи,
и про
все,
про
все…»
От этого решения мне стало легче, и я не заметил, как закрылись глаза.)
- Какова развязка истории? (Напряжение достигает кульминации: герой
слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него
она невольно обманула покупателя. дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся
слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из
невыносимого положения: «Попроси прощения…»).

- Какой смысл в том, что герой попросил прощения? (Ему стало легче, слезы
раскаяния смывают тяжесть проступка. Мучительный стыд не дает Витьке
показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении
от позора, но совет дедушки попросить прощения разрешает внутренний
конфликт внука, помогает ему сделать давно уже созревший в душе нравственный
выбор.).
- А перед бабушкой стоял ли нравственный выбор? (Простить или наказать!).
- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих
«злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое
наказание.).
- Чего в мире становится больше в результате непрощенной обиды: добра или
зла? (рассуждения учащихся)
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая напомнит нам рассказ «Конь с
розовой гривой».
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫН Е
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче!
дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю
сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал
нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его
на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые
ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у
отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу
моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин
называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и
сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я
согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А
отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте
перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и
заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил,
пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому,
услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он
сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка,
потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его,

выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и
никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка,
чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший
имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он
же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было
радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и
нашелся.
4. Заключение.
Ребята! Есть такое правило: если собираешься говорить правду, то прежде чем
сказать, надо подумать о следующем, то есть как бы просеять информацию сквозь
«специальное сито»:
- Это, действительно, правда?
- Принесет ли это добро человеку?
- Соответствует ли сказанное ситуации, времени, месту?
И только если вы на все три пункта ответили положительно, то можете без
колебаний говорить, в других случаях необходимо подумать: «правильно ли я
поступлю, если скажу?»
Не бывает ясных ситуаций. Поступай так, чтобы количество добра в мире
увеличивалось.
5. Итог мероприятия
Рефлексия.
Опишите ваши мысли, чувства по поводу сегодняшней встречи.
Будьте добры к друг другу. Всем спасибо.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».