Классный час во 2-А классе на тему: «Блокадный хлеб» 1 Дата: 25.01.2022 Учитель: Катаманова Ш.И. Тема: Блокадный хлеб Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы. Задачи: - повышать интерес к чтению; развивать устную и письменную речь; - познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; с пословицами о хлебе, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к родине. Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!», Ход классного часа 1. Орг. мом. 2. Сообщение темы классного часа. - В этом году наша страна будет отмечать 77 лет, как закончилась Великая Отечественная война. - Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет детям блокадного Ленинграда. - Тема нашего классного часа «Блокадный хлеб» 3. Основная часть. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить, хлеб-кормилец. 8 августа 1941 года этот город Ленинград, ныне это город Санкт-Петербург оказался со всех сторон окружённым врагом. Во время блокады города жители получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям). Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя . При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро. – Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе? (Их надо собирать и отдавать птицам.) - Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам, детям блокадного города, пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. 2 - В это время в городе находилось более трёх миллионов человек, и среди них 400 тыс детей. Вместе со взрослыми дети и подростки Ленинграда встали на защиту любимого города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. - К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому времени немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому хлеб в Ленинграде выдавали строго по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы – лебеды, древесных опилок. - И все же блокадная пайка хлеба была той единственной ниточкой, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Пайка блокадного хлеба Мама! Хлебушка дай-ка! В глазах страданье и страх, Хлеба блокадного пайка В худеньких детских руках Пайка блокадного хлеба — С жизнью тончайшая нить. Пайку блокадного хлеба Мы не должны забыть! - Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. - В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек. - В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. - Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Что это была за дорога? - Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков. Дорога жизни Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лед. Все же идет машина, Хлеб в Ленинград везет. Хлеба кусочек малый Ребенка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас! - 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. ! 3 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. - Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии. Давайте с вами попробуем выполнить задание. Представьте, вы находитесь в Ленинграде в далеком 1944 году. Вам передали сигнал. Воспользуясь азбукой Морзе (приложение 1), попробуйте перевести послание и понять его.(приложение 2) Если вы правильно все сделаете, мы все узнаем, что же везут в Ленинград. -…. …-- 63 - --- -. -. -.-- тонны -- ..- -.- .. муки "Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги". … Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони, Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари. 16 тысяч матерей Пайки получат на заре 125 блокадных грамм 4 С огнем и кровью пополам. О, мы познали в декабре: Не зря "священным даром" назван Обычный хлеб и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить наземь. Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. Девчушка руку протянула И головой – на край стола. Сначала думали – уснула А оказалось – умерла. Никто Не обронил ни слова, Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель, выдавил, что снова Уроки После похорон. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались. Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт». 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда. За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой,. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» - До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой. В нём всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. 5 Шесть страниц — шесть смертей: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». (слайды музея) - Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. - Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры. В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. Минута молчания. 4. Практическая работа. - К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи. - Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем создать плакат о мире, о победе. - У вас на столах лежат голуби (приложение 3). Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.; тишина; покой; нет войне 6 Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане заголовок: «Миру - мир!» 7 5. Подведение итогов. - Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу? * Выслушиваются ответы детей. - Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней. Мир – это главное слово на свете. Мир очень нужен нашей планете! Мир нужен детям! Мир нужен взрослым! Мир нужен всем! Мир! Мир! Мир! 8 Приложение 1 Приложение 2 -…. …-- --- -. -. -.— -- ..- -.- .. -…. …-- --- -. -. -.— -- ..- -.- .. -…. …-- --- -. -. -.— -- ..- -.- .. -…. …-- --- -. -. -.— -- ..- -.- .. -…. …-- --- -. -. -.— -- ..- -.- .. 9 Приложение 3 10