Тематический классный час "Блокадный хлеб" 2А класс

Классный час
во 2-А классе
на тему:

«Блокадный
хлеб»

1

Дата: 25.01.2022
Учитель: Катаманова Ш.И.
Тема: Блокадный хлеб
Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере
конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его
ценности, особенно в военные годы.
Задачи: - повышать интерес к чтению; развивать устную и письменную речь;
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их
героическими поступками; с пословицами о хлебе, воспитывать чувство сострадания и
сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к
людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к родине.
Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Берегите
хлеба каждую крупицу!»,
Ход классного часа
1. Орг. мом.
2. Сообщение темы классного часа.
- В этом году наша страна будет отмечать 77 лет, как закончилась Великая Отечественная
война.
- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на
классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет
детям блокадного Ленинграда.
- Тема нашего классного часа «Блокадный хлеб»
3. Основная часть.
«Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем
другим». Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить, хлеб-кормилец.
8 августа
1941 года этот город Ленинград, ныне это город Санкт-Петербург оказался со всех сторон
окружённым врагом. Во время блокады города жители получали на весь день всего 125 г
хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям).
Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов
ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя .
При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.
Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже
маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.
– Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?
(Их надо собирать и отдавать птицам.)
- Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам, детям блокадного
города, пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.
Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы,
почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены
надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла
большая беда.

2

- В это время в городе находилось более трёх миллионов человек, и среди них 400 тыс
детей. Вместе со взрослыми дети и подростки Ленинграда встали на защиту любимого
города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные
бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и
больными, воевали в партизанских отрядах.
- К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому времени немцам
удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому хлеб в Ленинграде выдавали строго по
карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного
человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси
соломы, травы – лебеды, древесных опилок.
- И все же блокадная пайка хлеба была той единственной ниточкой, которая соединяла
ленинградцев с жизнью!
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
- Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими
морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.
- В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах
было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.
Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили
Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.
- В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч
человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших
родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах.
- Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой
землей? Что это была за дорога?
- Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли
продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили
обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков.
Дорога жизни
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Все же идет машина,
Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
- 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия
прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога,
и город стал снабжаться продуктами.
!

3

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои
машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины
проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не
отказывался от опасных рейсов.
- Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии.
Давайте с вами попробуем выполнить задание. Представьте, вы находитесь в Ленинграде
в далеком 1944 году. Вам передали сигнал. Воспользуясь азбукой Морзе (приложение 1),
попробуйте перевести послание и понять его.(приложение 2)

Если вы правильно все сделаете, мы все узнаем, что же везут в Ленинград.
-…. …--

63

- --- -. -. -.--

тонны

-- ..- -.- ..

муки

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".
…
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре 125 блокадных грамм
4

С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы,
работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом
учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды,
дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода,
сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в
школу, но и прямо в классе.
Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки После похорон.
Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не
просыпались.
Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21
октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные
участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев,
ушедших на фронт».
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал
своё освобождение.
Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.
Сотни юных ленинградцев были
награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю
блокадного Ленинграда.
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой,. 650 тысяч ленинградцев
погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и
участвуя в прорыве блокады.
Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном
молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы.
И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
- До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой.
В нём всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть.
5

Шесть страниц — шесть смертей: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице:
«Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице
дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». (слайды музея)
- Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного
из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже
после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями
девочка уже не смогла подняться.
- Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.
В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших
во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до
наших дней, минутой молчания.
Минута молчания.
4. Практическая работа.
- К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают
от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они
протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.
- Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем
создать плакат о мире, о победе.
- У вас на столах лежат голуби (приложение 3). Голубь – это символ мира. Придумайте и
напишите на своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.; тишина; покой;
нет войне

6

Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане
заголовок: «Миру - мир!»

7

5. Подведение итогов.
- Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?
* Выслушиваются ответы детей.
- Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют
мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем! Мир! Мир! Мир!

8

Приложение 1

Приложение 2
-…. …-- --- -. -. -.—
-- ..- -.- ..

-…. …-- --- -. -. -.—
-- ..- -.- ..

-…. …-- --- -. -. -.—
-- ..- -.- ..

-…. …-- --- -. -. -.—
-- ..- -.- ..

-…. …-- --- -. -. -.—
-- ..- -.- ..

9

Приложение 3

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».