МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯНТАРНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.В. КУБРАКОВА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова») Методическая разработка к конкурсу педагогического мастерства «Урок нравственности» на тему: «Возрождение традиционных семейных ценностей» Руководитель Цыпляева Юлия Валериевна Контактный телефон +7 (36556) 7-43-66 Электронный адрес shkolayantarnoe@mail.ru Автор методической разработки Кудрявцева Надежда Сергеевна Занимаемая должность Учитель начальных классов Наличие категории (звания) 1 квалификационная категория Стаж педагогической деятельности 9 лет Контактный телефон +79785107647 Электронный адрес nadezhda.kudryavtseva.90@mail.ru Класс: 4-Б класс Тема: «Возрождение традиционных семейных ценностей» Цели: - формировать у учащихся понятия «семейные ценности», «семейные традиции», «счастливая семья»; - воспитать достойного человека, относящегося к близким родственникам с любовью, чуткостью и заботой; - формировать культуру взаимоотношений между родственниками; - довести до осознания учащихся необходимость возрождения и сохранения семейных традиций, семейных ценностей. Планируемые образовательные результаты: Личностные: - развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение темы семьи; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие осознания необходимости культуры общения в семье; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие. Метапредметные: Регулятивные УУД: - умение находить и формулировать проблему урока самостоятельно (с помощью учителя); - умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; - способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательные УУД: - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; - развитие способностей к творческому мышлению. Коммуникативные УУД: - умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи; - совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре. Предметные: - отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия; - уметь различать родственные взаимосвязи; - познакомить с понятиями, необходимыми для создания семьи, ввести их в активный словарный запас учащихся; - определять роль в жизни человека культуры семейного общения, семейных традиций и ценностей. Тип урока: урок открытия нового знания на основе жизненного опыта. Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, наглядный. Учитель начальных классов: Кудрявцева Надежда Сергеевна. Технологическая карта урока Тема урока Наша дружная семья. Для учителя Цель урока Для учащихся - обогащать представления детей о семье, о - определяют проблему урока, по данной теме и своей семейных традициях, семейных ценностях, о системе возможности Задачи взаимопомощи между семьи. знаний, и систематизируют членами накопленные знания, узнают новое. Образовательные: знакомятся с понятием «семья», Образовательные: формировать представление «семейные детей обобщают о семье, совершенствовать правильно называть членов семьи. традиции», «культура общения», умение правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт. Развивающие: способствовать развитию: устной Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, речи, оперативной памяти, произвольного используя внимания, наглядно-действенного творческих способностей связанную устную речь; проявляют мышления, познавательные интересы, творческие способности; учащихся, навыков учатся рассуждать и доказывать. работы в группе, умения ставить вопросы, Воспитательные: проявляют интерес к теме через находить нужную информацию. изучение стихов, песен; соблюдают культуру Воспитательные: пробуждать интерес к теме поведения при фронтальной работе, индивидуальной через стихи, поведения песни; при индивидуальной воспитывать фронтальной, работе, культуру работе, работе в группе (учатся планировать работу, групповой внимательное и совместно оценивать результат работы); следуют и чувствам любви и уважения к близким людям. заботливое отношение к близким людям. Основное Дружная семья. Счастливая семья. Культура общения. Уважительное отношение к родителям и старшему содержание поколению. Семейные традиции. Семейные ценности. Близкие родственники. урока Основные Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения. термины и понятия Планируемый результат Предметные умения УУД Определяют и формулируют цель Личностные: на уроке самостоятельно соответствии задачей. свои с понятие «семья», «семейные (с традиции», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких. помощью учителя). Планируют осознают действия в Регулятивные: формулируют цель на уроке самостоятельно; поставленной определяют проблему последовательность действий урока; на проговаривают уроке; оценивают Рассказывают о семье, семейных правильность выполнения действия; планируют своё действие в традициях. соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые Находят с членов помощью старших коррективы в действие после его завершения; высказывают семьи нужную своё предположение. информацию в семейном архиве. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной Ориентируются в своей системе форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника. знаний. Находят способ информации. представления Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Ресурсы: - компьютер (для учителя); - презентация; - карточки настроения; - листки с заданиями для групповой работы; - солнышки с лучами для работы в парах; - словари. Межпредметные Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык связи Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах. Сценарий урока Этапы урока Содержание деятельности Содержание деятельности учителя учащихся Формы, методы, методические осуществляемые формируемые действия умения приёмы 1.Мотивирование - Ребята, проверьте, пожалуйста, Приветствуют друг Проявляют Фронтальная, к учебной свою словесный. деятельности. Присаживайтесь. готовность к уроку. друга, настраиваются (Организационный - Определим наше настроение. У работу. момент) эмоциональную на отзывчивость на слова учителя. вас на партах лежат картинки с изображением солнца и тучки. Подумайте, какое у вас сегодня настроение и покажите карточку. - Сегодня наш урок освещает солнце и на улице, и в классе. И это не случайно. Отвечают. - Ребята, какое значение имеет Формулируют солнце для человека и всего ответы в устной живого на земле?? (Солнце даёт форме. тепло, свет и жизнь всем живым существам). - Сегодня это тёплое, ласковое солнце поможет понять нам, что должен иметь и ценить человек, чтобы быть счастливым. 2.Постановка -Сейчас я расскажу вам историю, Фронтальная, учебной задачи. произошедшую с одним словесный, мальчиком. Ваша задача- рассказ учителя. проследить за настроением мальчика. Каким оно было вначале, а каким стало. И что на это повлияло. Внимательно Учится слушать, (Приложение 1) слушают. понимать смысл, -Ребята, скажите, пожалуйста, как делать выводы. менялось настроение мальчика и почему? Вывод: Верно! Когда человеку не с Отвечают на кем поделиться самым поставленные сокровенным, не с кем поговорить, вопросы. разделить радость или горе, он Высказывают своё становится очень несчастным и мнение, делают одиноким. Каждому человеку выводы. необходимо общение! 3. Сообщение темы - Ребята, вы уже догадались, о чем и целей урока. мы сегодня будем говорить на Высказывают свои Формулируют Фронтальная, предположения. учебную задачу. словесный, уроке? (об общении между беседа людьми) - Верно! Мы будем говорить об общении. -Где люди могут общаться между Отвечают на собой? (дома, на улице, в школе, в вопросы учителя. Коллективная гостях.) - А с кем человек может общаться? (с друзьями, с родными, с одноклассниками, с коллегами и т.д.) Разгадывают ребус. - Ребята, чтобы точно назвать тему Учится ставить нашего урока, отгадайте, какое проблему, слово у меня зашифровано на определяет и картинке. Слайд №2 формулирует цель на уроке. 4. Усвоение новых - Верно, первый опыт общения у Ученица читает Воспринимают на Индивидуальная, знаний. Работа по каждого человека происходит наизусть слух, находят фронтальная теме урока. именно в семье. стихотворение. главное в - Обратите внимание, в ребусе Учащиеся слушают. стихотворных было зашифровано слово «семья» как Семь Я. А вот почему именно Семь Я, мы узнаем, послушав стихотворение Михаила Шварца в исполнении Мицкой Станиславы. (Приложение 2) - Спасибо! - Человеку очень сложно жить без общения с другими людьми. Самые близкие люди для каждого из вас – это ваша семья. И очень важно, чтобы общение в семье было комфортным. строках. - Именно поэтому важно Индивидуальная соблюдать культуру общения. - Ребята, как вы думаете, что значит понятие «культура Фронтальная общения»? (доброе, вежливое, уважительное отношение) - А для чего нужна в семье культура общения? (для того, чтобы в семье все жили дружно) - Верно! Важно, чтобы члены семьи поддерживали друг друга и относились друг к другу с уважением. - Ребята, а знаете ли вы значение слова семья? - Где можно узнать точное значение любого слова? (в толковом словаре) Мы с Софией поработали с Фронтальная Ученица знакомит различными толковыми словарями. учащихся со Учится слушать и выделять И сейчас она познакомит вас с сведениями из необходимую точным токованием слова семья. толкового словаря. информацию. Слайд №3 (Приложение 3) Индивидуальная - Ребята, обратите внимание – семья – это близкие родственники. А кого мы называем близкими родственниками? (родители, тети, дяди, братья, сёстры) -Сейчас поиграем в игру «Отгадай- Играют в игру ка». Я буду загадывать вам загадки, «Отгадай-ка» Фронтальная, а вы хором будете отвечать, о словесный, игра каком из близких родственников я говорю. Готовы? (Приложение 4) - Молодцы, всех родственников назвали верно! А сейчас немного изменим пословицу «Учёбе – час, а отдыху – минутка» Немного отдохнем! Физкультминутка (Приложение 7) Ученик проводит Профилактика Коллективная, разминку. утомления практический Опора на личный Словесный. опыт учащихся Беседа. Повторяют движения 4. Продолжение по - Ребята, все семьи между собой теме урока чем-то похожи. Каждая семья хочет быть дружной и счастливой. Отвечают. Но нет на свете двух одинаковых семей. В каждой семье свой быт, свой уклад, свои традиции и ценности. - А знаете ли вы, что такое Ответы детей. традиции? (это то, что члены каждой семьи делают вместе) Традиция – то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим, особенности каждой семьи. - Для чего каждой семье нужны семейные традиции? (чтобы объединять членов семьи) -Какие традиции есть в ваших Рассказывают о семьях? традициях своей - О традициях в своей семье нам семьи. расскажет Филимонов Александр. Ученик рассказывает о традициях своей семьи. Показывает презентацию. - Спасибо! Если кто-то из вас желает рассказать о своей семье, то мы обязательно вас послушаем на следующем уроке. 5. Первичное - Ребята, сегодня мы с вами Распределяют закрепление обсудили, насколько человеку выражения в две знаний и способов важно общение, как важно группы: как действий. соблюдать культуру общения. И правильно вести сейчас я хочу проверить, насколько себя в семье и как Классифицируют. Осуществляет Практический хорошо вы всё запомнили. поступать не стоит. Объединитесь в группы по 3-4 самоконтроль для человека, прочитайте и выберите Распределяют установления среди перечисленных признаков, выражения, правильности Практический, признаки хорошей, дружной семьи. анализируют, выполнения групповая. Помните про правила работы в задания. делают вывод. группах. Слайд 5 (Приложение 5) Семья, в которой и взрослые, и дети соблюдают правила общения, вежливы и внимательны друг другу- это счастливая семья. 6. Итог урока. контроль и - Ребята, наш урок подходит к Слушают. завершению. И в конце я предлагаю послушать Подготовленные замечательное стихотворение ученики читают Марии Лангер в исполнении стихотворение. Татьяны, Кирилла и Дарьи о семье. (Приложение 6) 7. Рефлексия - Ребята, что вам понравилось на Отвечают на Осмысливают и Беседа по учебной уроке? вопросы. оценивают свою вопросам. деятельности. - Я довольна нашей работой. деятельность на Работа в парах. - Перед вами лежат картинки с уроке. изображением солнышка. В центре Формирует этого самооценку солнца написано слово Вписывают слова в «семья». Поработайте в парах, и лучики, делают основе запишите на лучах этого солнца вывод. успешности слова, которые ассоциируются у учебной вас со словом «семья». Отвечают - Какие слова вы записали? - Можем ли мы назвать наш класс семьей? общими Почему? (объединены интересами, много времени проводим вместе) Давайте все наши солнышки вклеим в одно большое солнце нашей классной семьи! 8. Организованное Ребята, спасибо вам за работу! на критерия Саморегуляция деятельности. окончание урока. Урок окончен! Слайд 6. Приложение 1. Притча об одиноком мальчике Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, никто не хвалил, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно и одиноко. Однажды он пошёл на берег моря. Ему навстречу вышел старик. Был он очень старый, но очень-очень мудрый. - Куда ты идешь?- спросил старик. - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ. Приложение 2. Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. - Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» - мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! (Михаил Шварц) Приложение 3. 1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников; это объединение людей, сплочённых общими интересами (из словаря Ожегова Сергея Ивановича). 2. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе (из словаря Ушакова Дмитрия Николаевича). Приложение 4. Загадки: 1. Она лучше всех на свете, Без нее прожить нельзя. Есть она у Кати, Пети И, конечно, у меня. (мама) 2. Шкаф тяжелый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет? Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем? (папа) 3. На него смотрю всегда И беру с него пример. Он на папу так похож! Но только с сединой – и что ж? (дедушка) 4. У мамы работа, у папы работа, У них для меня остается суббота! А с нею я дома всегда, Она не ругает меня никогда! (бабушка) 5. Маме на радость, папе в награду, Он появился, наследник – отрада. Родной, несмышленый, пуговки–глазки – Ему все вниманье, забота и ласки. (сын) 6. Радость в глазах, в глазах удивленье, В семье у нас нынче еще прибавленье! В доме у нас появилась девчонка! Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка) 7. Она все на свете помнит и знает И бабушка мамой ее называет! И часто приходят к ней в дом доктора Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка) 8. У мамы сестра Веселей не найдете! Ей очень горжусь Ведь она моя … (тетя) 9. К нам приехал папин брат. Встрече с ним я очень рад! Он твердит, в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…(дядя) Приложение 5. 1 Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2 Члены семьи любят и не обижают друг друга. 3 Живут в одной квартире. 4 Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5 Вместе занимаются домашним хозяйством. 6 Каждый член семьи отдыхает отдельно. 7 Вместе распределяют деньги на покупки. 8 Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 9 У каждого свой кошелек. 10 У каждого члена семьи свое хозяйство. Приложение 6. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! (Мария Лангер) Приложение 7. Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).