Методическая разработка к конкурсу педагогического мастерства Урок нравственности Кудрявцева Н.С. 4Б класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯНТАРНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.В. КУБРАКОВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова»)

Методическая разработка к конкурсу педагогического мастерства
«Урок нравственности» на тему:
«Возрождение традиционных семейных ценностей»

Руководитель

Цыпляева Юлия Валериевна

Контактный телефон

+7 (36556) 7-43-66

Электронный адрес

shkolayantarnoe@mail.ru

Автор методической разработки

Кудрявцева Надежда Сергеевна

Занимаемая должность

Учитель начальных классов

Наличие категории (звания)

1 квалификационная категория

Стаж педагогической деятельности

9 лет

Контактный телефон

+79785107647

Электронный адрес

nadezhda.kudryavtseva.90@mail.ru

Класс: 4-Б класс
Тема: «Возрождение традиционных семейных ценностей»
Цели:
- формировать у учащихся понятия «семейные ценности», «семейные
традиции», «счастливая семья»;
- воспитать достойного человека, относящегося к близким родственникам с
любовью, чуткостью и заботой;
- формировать культуру взаимоотношений между родственниками;
- довести до осознания учащихся необходимость возрождения и сохранения
семейных традиций, семейных ценностей.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение
темы семьи;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие осознания необходимости культуры общения в семье;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение находить и формулировать проблему урока самостоятельно (с
помощью учителя);
- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
построения рассуждений;
- развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной
речи;
- совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
- отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;
- уметь различать родственные взаимосвязи;
- познакомить с понятиями, необходимыми для создания семьи, ввести их в
активный словарный запас учащихся;
- определять роль в жизни человека культуры семейного общения, семейных
традиций и ценностей.

Тип урока: урок открытия нового знания на основе жизненного опыта.
Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Учитель начальных классов: Кудрявцева Надежда Сергеевна.
Технологическая карта урока
Тема урока
Наша дружная семья.
Для учителя
Цель урока

Для учащихся

- обогащать представления детей о семье, о - определяют проблему урока, по данной теме и своей
семейных традициях, семейных ценностях, о системе
возможности

Задачи

взаимопомощи

между

семьи.

знаний,

и

систематизируют

членами накопленные знания, узнают новое.
Образовательные: знакомятся с понятием «семья»,

Образовательные: формировать представление «семейные
детей

обобщают

о

семье,

совершенствовать

правильно называть членов семьи.

традиции»,

«культура

общения»,

умение правильно называют всех членов семьи, опираясь на
свой жизненный опыт.

Развивающие: способствовать развитию: устной Развивающие: задают вопросы и отвечают на них,
речи,

оперативной

памяти,

произвольного используя

внимания,

наглядно-действенного

творческих

способностей

связанную

устную

речь;

проявляют

мышления, познавательные интересы, творческие способности;

учащихся,

навыков учатся рассуждать и доказывать.

работы в группе, умения ставить вопросы, Воспитательные: проявляют интерес к теме через
находить нужную информацию.

изучение

стихов,

песен;

соблюдают

культуру

Воспитательные: пробуждать интерес к теме поведения при фронтальной работе, индивидуальной
через

стихи,

поведения

песни;

при

индивидуальной

воспитывать

фронтальной,
работе,

культуру работе, работе в группе (учатся планировать работу,

групповой

внимательное

и совместно оценивать результат работы); следуют
и чувствам любви и уважения к близким людям.

заботливое отношение к близким людям.
Основное

Дружная семья. Счастливая семья. Культура общения. Уважительное отношение к родителям и старшему

содержание

поколению. Семейные традиции. Семейные ценности. Близкие родственники.

урока
Основные

Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения.

термины и
понятия
Планируемый
результат

Предметные умения

УУД

 Определяют и формулируют цель Личностные:
на

уроке

самостоятельно

соответствии
задачей.

свои
с

понятие

«семья»,

«семейные

(с традиции», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о
близких.

помощью учителя).
 Планируют

осознают

действия

в Регулятивные: формулируют цель на уроке самостоятельно;

поставленной определяют

проблему

последовательность

действий

урока;
на

проговаривают
уроке;

оценивают

 Рассказывают о семье, семейных правильность выполнения действия; планируют своё действие в
традициях.

соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые

 Находят

с

членов

помощью

старших коррективы в действие после его завершения; высказывают

семьи

нужную своё предположение.

информацию в семейном архиве.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной

 Ориентируются в своей системе форме; слушать и понимать речь других; находить
необходимую информацию из источника.

знаний.
 Находят

способ

информации.

представления Познавательные: ориентируются в своей системе знаний:
отличают новое от уже известного с помощью учителя;
добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя
ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.

Ресурсы:

- компьютер (для учителя);
- презентация;
- карточки настроения;
- листки с заданиями для групповой работы;
- солнышки с лучами для работы в парах;
- словари.

Межпредметные Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык
связи
Организация
пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Сценарий урока
Этапы урока

Содержание деятельности

Содержание деятельности

учителя

учащихся

Формы, методы,
методические

осуществляемые

формируемые

действия

умения

приёмы

1.Мотивирование

- Ребята, проверьте, пожалуйста, Приветствуют друг Проявляют

Фронтальная,

к учебной

свою

словесный.

деятельности.

Присаживайтесь.

готовность

к

уроку. друга,
настраиваются

(Организационный - Определим наше настроение. У работу.
момент)

эмоциональную
на отзывчивость на
слова учителя.

вас на партах лежат картинки с
изображением солнца и тучки.
Подумайте, какое у вас сегодня
настроение и покажите карточку.
- Сегодня наш урок освещает
солнце и на улице, и в классе. И
это не случайно.

Отвечают.

- Ребята, какое значение имеет

Формулируют

солнце для человека и всего

ответы в устной

живого на земле?? (Солнце даёт

форме.

тепло, свет и жизнь всем живым
существам).
- Сегодня это тёплое, ласковое
солнце поможет понять нам, что
должен иметь и ценить человек,
чтобы быть счастливым.
2.Постановка

-Сейчас я расскажу вам историю,

Фронтальная,

учебной задачи.

произошедшую с одним

словесный,

мальчиком. Ваша задача-

рассказ учителя.

проследить за настроением
мальчика. Каким оно было вначале,
а каким стало. И что на это
повлияло.

Внимательно

Учится слушать,

(Приложение 1)

слушают.

понимать смысл,

-Ребята, скажите, пожалуйста, как

делать выводы.

менялось настроение мальчика и
почему?
Вывод: Верно! Когда человеку не с Отвечают на
кем поделиться самым

поставленные

сокровенным, не с кем поговорить,

вопросы.

разделить радость или горе, он

Высказывают своё

становится очень несчастным и

мнение, делают

одиноким. Каждому человеку

выводы.

необходимо общение!
3. Сообщение темы - Ребята, вы уже догадались, о чем
и целей урока.

мы сегодня будем говорить на

Высказывают свои

Формулируют

Фронтальная,

предположения.

учебную задачу.

словесный,

уроке? (об общении между

беседа

людьми)
- Верно! Мы будем говорить об
общении.
-Где люди могут общаться между

Отвечают на

собой? (дома, на улице, в школе, в

вопросы учителя.

Коллективная

гостях.)
- А с кем человек может общаться?
(с друзьями, с родными, с
одноклассниками, с коллегами и
т.д.)

Разгадывают ребус.

- Ребята, чтобы точно назвать тему

Учится ставить

нашего урока, отгадайте, какое

проблему,

слово у меня зашифровано на

определяет и

картинке. Слайд №2

формулирует цель
на уроке.

4. Усвоение новых

- Верно, первый опыт общения у

Ученица читает

Воспринимают на

Индивидуальная,

знаний. Работа по

каждого человека происходит

наизусть

слух, находят

фронтальная

теме урока.

именно в семье.

стихотворение.

главное в

- Обратите внимание, в ребусе

Учащиеся слушают.

стихотворных

было зашифровано слово «семья»
как Семь Я. А вот почему именно
Семь Я, мы узнаем, послушав
стихотворение Михаила Шварца в
исполнении Мицкой Станиславы.
(Приложение 2)
- Спасибо!
- Человеку очень сложно жить без
общения с другими людьми. Самые
близкие люди для каждого из вас –
это ваша семья. И очень важно,
чтобы общение в семье было
комфортным.

строках.

- Именно поэтому важно

Индивидуальная

соблюдать культуру общения.
- Ребята, как вы думаете, что
значит понятие «культура

Фронтальная

общения»? (доброе, вежливое,
уважительное отношение)
- А для чего нужна в семье
культура общения? (для того,
чтобы в семье все жили дружно)
- Верно! Важно, чтобы члены
семьи поддерживали друг друга и
относились друг к другу с
уважением.
- Ребята, а знаете ли вы значение
слова семья?
- Где можно узнать точное
значение любого слова? (в
толковом словаре)
Мы с Софией поработали с

Фронтальная
Ученица знакомит

различными толковыми словарями. учащихся со

Учится слушать и
выделять

И сейчас она познакомит вас с

сведениями из

необходимую

точным токованием слова семья.

толкового словаря.

информацию.

Слайд №3
(Приложение 3)

Индивидуальная

- Ребята, обратите внимание –
семья – это близкие родственники.
А кого мы называем близкими
родственниками? (родители, тети,
дяди, братья, сёстры)
-Сейчас поиграем в игру «Отгадай- Играют в игру
ка». Я буду загадывать вам загадки, «Отгадай-ка»

Фронтальная,

а вы хором будете отвечать, о

словесный, игра

каком из близких родственников я
говорю. Готовы?
(Приложение 4)
- Молодцы, всех родственников
назвали верно!
А сейчас немного изменим
пословицу «Учёбе – час, а отдыху –

минутка»
Немного отдохнем!
Физкультминутка

(Приложение 7)

Ученик проводит

Профилактика

Коллективная,

разминку.

утомления

практический

Опора на личный

Словесный.

опыт учащихся

Беседа.

Повторяют
движения
4. Продолжение по

- Ребята, все семьи между собой

теме урока

чем-то

похожи.

Каждая

семья

хочет быть дружной и счастливой. Отвечают.
Но нет на свете двух одинаковых
семей. В каждой семье свой быт,
свой

уклад,

свои

традиции

и

ценности.
- А знаете ли вы, что такое Ответы детей.
традиции? (это то, что члены
каждой семьи делают вместе)
Традиция – то, что передаётся от
одного поколения к другому, от
старших к младшим, особенности
каждой семьи.

- Для чего каждой семье нужны
семейные

традиции?

(чтобы

объединять членов семьи)
-Какие традиции есть в ваших

Рассказывают о

семьях?

традициях своей

- О традициях в своей семье нам

семьи.

расскажет Филимонов Александр.

Ученик
рассказывает о
традициях своей
семьи. Показывает
презентацию.

- Спасибо! Если кто-то из вас
желает рассказать о своей семье, то
мы обязательно вас послушаем на
следующем уроке.
5. Первичное

- Ребята, сегодня мы с вами

Распределяют

закрепление

обсудили, насколько человеку

выражения в две

знаний и способов

важно общение, как важно

группы: как

действий.

соблюдать культуру общения. И

правильно вести

сейчас я хочу проверить, насколько себя в семье и как

Классифицируют.

Осуществляет

Практический

хорошо вы всё запомнили.

поступать не стоит.

Объединитесь в группы по 3-4

самоконтроль для

человека, прочитайте и выберите

Распределяют

установления

среди перечисленных признаков,

выражения,

правильности

Практический,

признаки хорошей, дружной семьи. анализируют,

выполнения

групповая.

Помните про правила работы в

задания.

делают вывод.

группах.
Слайд 5
(Приложение 5)
Семья, в которой и взрослые, и
дети соблюдают правила общения,
вежливы

и

внимательны

друг

другу- это счастливая семья.
6. Итог урока.

контроль и

- Ребята, наш урок подходит к

Слушают.

завершению. И в конце я
предлагаю послушать

Подготовленные

замечательное стихотворение

ученики читают

Марии Лангер в исполнении

стихотворение.

Татьяны, Кирилла и Дарьи о семье.

(Приложение 6)
7. Рефлексия

- Ребята, что вам понравилось на

Отвечают на

Осмысливают и

Беседа по

учебной

уроке?

вопросы.

оценивают свою

вопросам.

деятельности.

- Я довольна нашей работой.

деятельность на

Работа в парах.

- Перед вами лежат картинки с

уроке.

изображением солнышка. В центре

Формирует

этого

самооценку

солнца

написано

слово Вписывают слова в

«семья». Поработайте в парах, и лучики, делают

основе

запишите на лучах этого солнца вывод.

успешности

слова, которые ассоциируются у

учебной

вас со словом «семья».

Отвечают

- Какие слова вы записали?
- Можем ли мы назвать наш класс
семьей?
общими

Почему?

(объединены

интересами,

много

времени проводим вместе)
Давайте

все

наши

солнышки

вклеим в одно большое солнце
нашей классной семьи!
8. Организованное

Ребята, спасибо вам за работу!

на

критерия Саморегуляция

деятельности.

окончание урока.

Урок окончен!
Слайд 6.

Приложение 1.
Притча об одиноком мальчике
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал,
никто не наказывал, никто не хвалил, ни с кем он не делился. И было этому
мальчику очень грустно и одиноко.
Однажды он пошёл на берег моря. Ему навстречу вышел старик. Был он
очень старый, но очень-очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел
мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся,
вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и
матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь
научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это
потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
Приложение 2.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

(Михаил Шварц)

Приложение 3.
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников; это
объединение людей, сплочённых общими интересами (из словаря Ожегова
Сергея Ивановича).
2. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и
ближних родственников, живущих вместе (из словаря Ушакова Дмитрия
Николаевича).
Приложение 4.
Загадки:
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

Приложение 5.
1 Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2

Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3

Живут в одной квартире.

4

Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5

Вместе занимаются домашним хозяйством.

6

Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7

Вместе распределяют деньги на покупки.

8

Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9

У каждого свой кошелек.

10 У каждого члена семьи свое хозяйство.
Приложение 6.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! (Мария Лангер)

Приложение 7.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».