МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯНТАРНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.В.КУБРАКОВА» Классный час Путешествие в страну "поЗНАЙка" 1 класс Кузнецова О.В., учитель начальных классов МБОУ «Янтарненская школа имени В.В.Кубракова» с. Янтарное 2021 г. Ход занятия 1. Целеполагание: - Как называется страна, в которой мы живём? Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России. У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении. Наша страна широко протянулась с запада на восток. На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз. Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы: «Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись. 2.Знакомство с правами: Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать. Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом. - Найди такое благо, без которого может обойтись человек. труд жизнь прислуга отдых - А что самое важное среди остальных благ? - Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела» - Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече? - Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. (первый лепесток) - А зачем человеку труд? - Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом. В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут, Золотых, стальных, алмазных, Нет священней слова: "Труд!" Все, что пьем мы полной чашей, В прошлом создано трудом жизни нашей, Все, чем красен каждый дом. Все довольство - Вы тоже в будущем мечтаете трудиться. - Кем вы хотите стать - мы отгадаем по вашим рисункам. (Каждый ученик подготовил коллаж по какой-нибудь профессии. Дети отгадывают профессии по рисункам.) - Что приносит счастье – труд или безделье? - Найди концовку пословиц среди записей на доске: «Труд кормит, ...а лень - портит». Старание и труд ...к счастью ведут «Хочешь есть калачи, …не лежи на печи» - Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. (второй лепесток) - А для чего человеку отдых? - Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём. - Без отдыха и конь не скачет. Гласит народная пословица. - Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? (выходные) - Как называется ежегодный отдых родителей? (отпуск) - Как называется перерыв между уроками в школе? (перемена) - Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? (каникулы) Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15 часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей. - Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете это право на отдых. (третий лепесток) Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные. - А обладают ли этими правами дети? (Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.) Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! - Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка». - О каких же ещё правах в ней говорится? Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – Каждый день рождаются девчонки и мальчишки, Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пелёнок человек получает имя. - Каждый ребёнок имеет право на имя (четвертый лепесток) Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода. - Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище? (Потому что у них тоже есть право на имя). Малыш, что остался один в целом свете, Нормально не сможет жить и расти. Взрослые, те что за детство в ответе, Ребёнку семью помогите найти. - Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. (пятый лепесток) - А должны ли дети заботиться о родителях? - Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности. 3.Сценка «Про Петю». В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя. Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть). Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову). - Правильно ли поступал Петя? - Какие ошибки он совершил? -Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях. 4.Физминутка: - Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы… - моем посуду - застилаем постель, - стираем - гуляем с собакой, - поливаем цветы, - выносим мусор, - проветриваем комнату, - ходим в магазин за хлебом. - чистим картошку - вытираем пыль Заходите в первый класс, Не шагайте мимо. Здесь всему научат вас, Что необходимо. - Дети имеют право на обучение. (шестой лепесток) Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле, Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе Добросовестно учись. - А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания? - Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться. - Очень много профессий о знаниях придумал народ. (Дети находят концовку пословиц среди записей на доске) Больше узнаешь -…. сильнее станешь. Кто любит науки, ….тот не знает скуки. - Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться? - Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы. - Ваша обязанность – стараться хорошо учиться. 5.Чтение стихотворения учащимися «Кот и лодыри» Собирались лодыри Кот идёт. На урок, Спрашивают лодыри А попали лодыри У него: На каток. - Ты чего нахмурился, Толстый ранец с книжками Отчего? На спине, Замяукал жалобно А коньки под мышками Серый кот: На ремне. - Мне, коту усатому, Видят, видят лодыри: Скоро год. Из ворот И красив я, лодыри, Хмурый и ободранный И умён, А письму и грамоте И письму, Не учён. А не могут выучить Школа не построена Ничему. Для котят. Нам учиться, лодырям, Научить нас грамоте Что-то лень. Не хотят. На коньках катаемся А теперь без грамоты Целый день. Пропадёшь, Мы не пишем грифелем Далеко без грамоты На доске, Не уйдёшь. А коньками пишем мы Ни попить без грамоты, На катке! Ни поесть, Отвечает лодырям На воротах номера Серый кот: Не прочесть! - Мне, коту усатому, Отвечают лодыри: Скоро год. - Милый кот, Много знал я лодырей Нам пойдёт двенадцатый Вроде вас, Скоро год. А с такими встретился Учат нас и грамоте В первый раз! - Какое право есть у лодырей и нет у кота? - Можно ли совсем не учиться? - Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять! Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор …. - О каком праве пойдёт речь? (О праве на медицинскую помощь.) - У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. (седьмой лепесток) - Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору? - Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь. - А вы обязаны заботиться о своём здоровье? - Что надо для этого делать? 1.Соблюдать правила безопасности. 2.Заниматься спортом. 3.Здоровое питание. (полезная пища) 4.Соблюдать режим дня. - Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность. 6.Игра «Разрешается – запрещается» С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это… (разрешается). Если кто того не знает: Мать с ребенком разлучает. Это… (запрещается). Слушать мнение ребенка…. (разрешается). Бить, наказывать ребенка…. (запрещается) Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться, Это –…. (разрешается). Если трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа…. (запрещается). Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это….. (разрешается). Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго…. (запрещается). 12.Подведение итогов: - Посмотрите, какой чудесный цветок получился. - Перечислите свои права по символам на лепестках. - Можно ли нарушать чужие права? Как хорошо, что есть права! Права ребенку надо знать. Закон нас строго защищает. Не только знать, но соблюдать. И в нем важны нам все права, Тогда легко нам будет жить, Они великой силой обладают. Играть, дружить и не тужить. - Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности. - Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях! - О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.) 14.Конкурс рисунков «Права и обязанности детей».