Урок №159 по русскому языку. Класс:3-А Учитель: Эмирусеинова Э.Я. Тема урока: Р.р. Обучающее изложение №12 «Соловьиное гнездо». Цель урока: Развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно употреблять глаголы. Планируемые результаты Предметные: Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; правильно списывать слова, проверять написанное; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; письменно пересказывать текст (писать изложение доступного текста); видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами. Метапредметные : Коммуникативные : слушать и понимать других. Познавательные : осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме при ответе на вопрос, оценивать результаты деятельности на уроке, умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме при ответе на вопрос, умение анализировать и делать выводы. Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с выводами. Тип урока: комбинированный Оборудование: учебник Русский язык,2 часть. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, мультимедийная доска, памятка «Как готовиться к изложению», рисунки солдат Великой Отечественной войны. (автомат, ручной пулемёт). Ход урока I.Организация класса. Эмоциональный настрой на урок. II.Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации. -Наш урок я начну со стихотворения Натальи Багрянской, Скажите, сколько в сердце доброты? Откуда же оно ее черпает? И как среди бегущей суеты, Оно так много и легко прощает? И почему тревожится всегда, Когда кому-то очень-очень больно? Всегда есть наготове доброта. Ее так много, что для всех довольно. Я поняла, что доброта, как кровь: Чем больше отдаешь, тем больше будет. У доброты подруга есть – любовь. Дарите доброты побольше, люди! - Ребята, чем вам понравилось стихотворение? (ответы детей) - К чему призывает нас автор? (ответы детей) - Кого мы считаем добрым? (ответы детей) - Какими качествами должен обладать добрый человек? (ответы детей) (Честность, забота, милосердие, бескорыстие, помощь окружающим.) 2. Вступительная беседа. - Как вы думаете, были ли добрыми эти люди: (показываются рисунки солдат Отечественной войны. автомат, ручной пулемёт) - Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. - Как вы думаете, возможно ли в такое тяжелое и страшное время не потерять добрых душевных качеств? Об этом мы сегодня прочитаем… -Над какой темой мы сегодня с вами будем работать? (СДП) III. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1) -Сегодня у нас урок развития речи. -Что это значит? (Мы будем работать по тексту. Напишем изложение. Изложение –это письменный пересказ текста.) -На уроках развития речи мы учимся анализировать текст, выделять главную мысль, делить текст на смысловые части. 1.Целеполагание. -Какие цели перед собой поставим? 1. Внимательно слушать учителя. 2. Писать каллиграфически правильно. 3. Внимательно проверять свою работу. 4. Писать без ошибок. 2. Оформление тетради. - Перед началом работы с текстом, прочитаем памятку «Как готовиться к изложению по учебнику» 3. «Как готовиться к изложению по учебнику» Памятка 1.Внимательно прочитай текст. 2.Выясни значение непонятных слов. 3.Определи основную мысль текста. 4.Разбей текст на части и озаглавь их. 5.Устно перескажи текст по плану. 6. Объясни правописание трудных для тебя слов. IV. Изучение нового материала. 1.Знакомство с автором текста. Василий Александрович Сухомлинский. (Слайд 2) 2.Чтение текста учащимися. Дети, откройте 133 страницу учебника и прочитайте про себя текст (упр. 242.) (Слайд 3) 3.Оценка первичного восприятия и содержательный анализ текста. – О чем говорится в тексте? - Почему упало гнездышко? - Что сделал с гнездышком солдат? Почему он это сделал? - Куда отправился солдат после того, как прикрепил гнездышко? - Что вы можете сказать об этом солдате? Какой он человек? Обратите внимание, что даже в таких жестоких и тяжёлых условиях он не потерял самого главного – человечности и доброты, способности сопереживать и помогать всему живому. Он сохранил жизнь… - О чем этот текст? Озаглавьте его. (Соловьиное гнездо). 4.Анализ текста . Составление плана. Работа в парах. - Какой тип текста? (Перед нами текст-повествование.) Докажите. - Если это текст-повествование, то сколько в нем частей? - Прочитайте вступление 1.Где шел бой? 2.Из чего стрелял молодой солдат? 3. К чему приложил ручной пулемет молодой солдат? Озаглавьте первую часть и перескажите её. 1.Бой в лесу. (Слайд 4) Прочитайте основную часть. 1.Что разорвалось неподалеку? 2.Что отбило осколком? 3.Куда упала ветка с гнездышком? 4.Кто кружился и пищал над птенчиками? Озаглавьте эту часть и расскажите её, пользуясь опорными словами. 2.Тревога соловушки. (Слайд 5) Что сделал солдат после того, как враг отступил? Озаглавьте и эту часть. Расскажите её. 3. Гнездо вновь на дереве. (Слайд 6) -Мы разбили текст на смысловые части, озаглавили каждую часть и получился план. План (Слайд 7) 1.Бой в лесу. 2.Тревога соловушки. 3.Гнездо вновь на дереве. -Запишите в тетрадь. -Запишите в тетрадь. Физкультминутка (музыкальная) V.Первичное закрепление. -Попробуем с вами составить текст по вспомогательной таблице.(Работа в парах) Учащиеся читают вспомогательную таблицу: 1. Бой в лесу. Война,бой.Приложил пулемёт, стрелял по врагу. 2. Тревога разорвалась соловушки. кружилась мина; над осколком птенчиками; отбило бой ветку; отдалялся, прикрепил к другой ветке 3. Гнездо вновь на дереве. Отдалялся. Снял пулемет. Соловьиное гнездышко поднял и прикрепил. Ушёл туда, где гремел бой. 1.Составление текста по таблице. 2.Орфографическая подготовка к написанию изложения. (Слайд 8) - Ребята, прочитайте ещё раз текст, обращая внимание на выделенные жирным шрифтом орфограммы. Объясните их. Найдите среди них слова с безударными гласными в корне и объясните их написание (молодой, солдат, недалеко, разорвалась, осколок, соловьиный, отдалялся, прикрепил, гремел). Найдите слова с приставками (приложил, разорвалась, отбило, отступил, отдалялся, подошёл, поднял, прикрепил). Объясните написание приставок VI. Закрепление изученного. 1. Чтение текста учителем. 2.Написание изложения по плану. VII. Итог урока. Рефлексия. - Над чем мы сегодня работали на уроке? -Какой текст прочитали? -Назовите главную мысль текста. -Чему учит этот текст? VIII. Домашнее задание. Подготовить рассказ устно о подвиге солдата в годы ВОВ. (5-8 предложений). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)