Урок-игра О, великий могучий русский язык 2 класс

в рамках всероссийского Дня русского
языка

2 – А класс

Кузнецова О.В.,
учитель МБОУ «Янтарненская
общеобразовательная школа
имени В.В.Кубракова»

Цель: воспитывать любовь к родному слову; развивать активность посредством вовлечения детей в практическую деятельность со звучащим словом; учить грамматически верно, оформлять высказывания;
развивать мотивацию к продолжению изучения родного языка и литературы;
развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: совершенствовать речь путем активизации и
расширения словарного запаса
Личностные результаты:
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения
Коммуникативные: уметь слушать других, сотрудничать
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портреты писателей, дидактический материал
Ход урока:
I. О значимости родного языка.
- Самая большая ценность народа - это язык, -язык, на котором он пишет, говорит и думает. Потому что, вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык. А что такое родной язык для каждого из
нас?
- Правильно, это песни, сказки, это голос мамы, это моя семья, на родном языке мы выражаем нашу радость, страдание.
- Прошу прочитать высказывания на доске.
1.Родной язык для каждого из нас - это голос любимой земли и матери.
Он бесконечно дорог нам, это наша песня и сказка, отчий дом и очаг. Его
прекрасными словами мы выражали и выражаем нашу радость и страдания, нашу любовь и надежду. К.Кулиев
2. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему
жилищу, к своей школе. Д.Лихачев
3. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это до-

стояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев
- Какой язык вы считаете родным? Почему?
- Родной от слов род, Родина. Родной язык не выбирают, как не выбирают
отца и мать. Но людям, для которых русский язык – родной, чрезвычайно
повезло, потому
что …
Русский язык:
- очень красивый, благозвучный, гибкий;
- богатейший по словарному запасу;
- на русском языке говорят многие народы.
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкойДеревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной! А. Шибаев
- Перед вами – "Тарабарская грамота". Сначала попробуйте прочитать ее без подсказки.

– Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!
Детям дается время на выполнение задания.
(Скучен день до вечера, коли делать нечего).

- К какой нации вы принадлежите?
- Если я попрошу вас вспомнить, как вы провели выходные , как отдохнули, то
вы станете припоминать события, которые с вами произошли. А на каком языке вы
думали? Можете ответить: почему
- Так вот, когда русского писателя В.И.Даля спросили, не датчанин ли он (уж фамилия у него какая-то не русская), получили ответ…(слайд 3)
-Кто на каком языке думает, тот к той нации и принадлежит. В. И. Даль
II.Подумаем
-чем кончается день и ночь? (ь )
-чем кончается осень и начинается лето? (о)
- в каком слове 40 гласных? (сорок- а)
-в каком слове 100 согласных? (сто- л, сто- г, сто- н)
-в каком глаголе « нет» слышится 100раз? (сто- нет)
- какую ноту кладут в суп? (соль)
- Молодцы, ребята!
А сейчас проверим как вы приготовились к уроку дома.
–Дети читают пословицы о языке и о слове ( приготовленные заранее) и объясняют
их смысл.
III.Какой должна быть речь?
- Давайте выразительно прочитаем это стихотворение и определим: какова основная мысль этого стихотворения?
Слова- дрова,
Нас греет речь,
Нас мыслей обжигает пламя,
Душа пытливая, как печь,
Всё время топится дровами.
- Правильно, наша речь должна быть правильной и выразительной, мы
должны чувствовать состояние другого человека и относится к нему с уважением.
Чтение стихотворения учащимися.
1...Поосторожней со словами,
3....Поосторожней со словами:
Они и ранят, и казнят,
Все то, что высказано зря,
Они порой в душе, как камень,
Как бумеранг придет с годами,
Никем не убранный, лежат.
В груди раскаяньем горя.
2....Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить...
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.

4....Поосторожней со словами:
В словах - завет, в словах - запрет.
В словах всегда живем мы сами,
А жизнь – одна. Дублёра – нет!
(И. Яворовская)

IV.Физкультминутка.
V.Творческое задание.
- Я предлагаю вам немого отдохнуть и выполнить творческое задание, которое
называется «А слово сказкой расцветало»
-А как вы думаете, какое задание я вам приготовила ?

- Правильно. Нужно вставить слова, чтобы был понятен смысл поэтических строк
Белка … поёт (песенки)
Да … всё грызёт (орешки)
2.Старик ловил …(рыбу)
А старуха пряла …(пряжу)
3.Свет мои, зеркальце! (скажи)
Да всю правду (доложи):
Я ль на свете всех (милее),

Всех румяней и (белее?)"
- Отрывки из каких произведений прочитали? Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин. Великий русский поэт.)
VI. О богатстве русского языка.
1.Фразеологизмы.
- Русский язык богат и разнообразен , и то что понятно нам с вами, не всегда
понимают иностранцы. Как объяснить им, что такое
ВЕТЕР В ГОЛОВЕ
СЕЛ В КАЛОШУ
ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ ПОСЫПАЛИСЬ?
- Шутки, которые понятны только русскому человеку.
- Давайте и мы с вами немного поиграем…
2.Составим поговорки…
1.Голоден как …(волк)
2.Хитёр как…(лиса)
3. Упрям как (осел)
4.Болтлив как…(сорока)
5. Труслив как…(заяц)
6. Скользкий как…(лед)
- Какие красивые получились предложения. А когда так говорят? (Поясняют дети)
- Но очень часто можно услышать неприличные, скверные, плохие слова. Эти слова просто отравляют всё вокруг.
- Наша речь, наш язык – богатство, которое необходимо оберегать от засорения, от
небрежного обращения и сквернословия.
3. Чтение стихотворения учителем.

Великий и могучий русский язык
ОН и МОГУЧИЙ,
ОН ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ!
ОН и НАБАТНЫЙ,
И ПОРАЖАЮЩИЙ.
СЛАДКОПЕВУЧИЙ
Так изумительно
И ГРОМОРАСКАТНЫЙ!
МНОГОВМЕЩАЮЩИЙ!
ОН ВЕЛИЧАВЫЙ,
Все, кто на нём изъясняться привык,
ОН и СТОЗВОННЫЙ,
Любят ЧУДЕСНЫЙ наш русский
ГИБКОКУРЧАВЫЙ,
язык! Наталия Скакунова
Но НЕПРЕКЛОННЫЙ!
- Мы с вами учим русский язык, читаем произведения на уроках чтения. Конечно,
хочется быть грамотным, хочется хорошо знать язык. А для чего?
VII.Подведение итога.
1.Упражнение: закончи предложение…
- Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…
-лучше понимать друг друга
-правильно говорить
-писать без ошибок
-лучше понимать прочитанное
-интересно рассказывать
VIII.Заключение.
- В заключение послушайте стихотворение в котором автор так трепетно, с такой безграничной любовью призывает дорожить русским языком.
Дорожите
Не затмил
Родным, милым словом:
Родника - Родников !
МноголикимБольшим языком !
Нашей жизни ОН Первооснова–
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток –
От наречий ручьистых -

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, Как Основе Основ !

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».