в рамках всероссийского Дня русского языка 2 – А класс Кузнецова О.В., учитель МБОУ «Янтарненская общеобразовательная школа имени В.В.Кубракова» Цель: воспитывать любовь к родному слову; развивать активность посредством вовлечения детей в практическую деятельность со звучащим словом; учить грамматически верно, оформлять высказывания; развивать мотивацию к продолжению изучения родного языка и литературы; развивать творческие способности. Планируемые результаты: Предметные результаты: совершенствовать речь путем активизации и расширения словарного запаса Личностные результаты: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость. Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения Коммуникативные: уметь слушать других, сотрудничать Тип урока: комбинированный Оборудование: портреты писателей, дидактический материал Ход урока: I. О значимости родного языка. - Самая большая ценность народа - это язык, -язык, на котором он пишет, говорит и думает. Потому что, вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. А что такое родной язык для каждого из нас? - Правильно, это песни, сказки, это голос мамы, это моя семья, на родном языке мы выражаем нашу радость, страдание. - Прошу прочитать высказывания на доске. 1.Родной язык для каждого из нас - это голос любимой земли и матери. Он бесконечно дорог нам, это наша песня и сказка, отчий дом и очаг. Его прекрасными словами мы выражали и выражаем нашу радость и страдания, нашу любовь и надежду. К.Кулиев 2. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Д.Лихачев 3. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это до- стояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И.С.Тургенев - Какой язык вы считаете родным? Почему? - Родной от слов род, Родина. Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать. Но людям, для которых русский язык – родной, чрезвычайно повезло, потому что … Русский язык: - очень красивый, благозвучный, гибкий; - богатейший по словарному запасу; - на русском языке говорят многие народы. В день солнечный июльский, Цветы, цветы вокруг Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкойДеревья до небес! Могуч язык мой русский Как этот русский лес! И в радости и в грусти – Он всякий час со мной. Родной язык мой русский, Как Родина родной! А. Шибаев - Перед вами – "Тарабарская грамота". Сначала попробуйте прочитать ее без подсказки. – Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи! Детям дается время на выполнение задания. (Скучен день до вечера, коли делать нечего). - К какой нации вы принадлежите? - Если я попрошу вас вспомнить, как вы провели выходные , как отдохнули, то вы станете припоминать события, которые с вами произошли. А на каком языке вы думали? Можете ответить: почему - Так вот, когда русского писателя В.И.Даля спросили, не датчанин ли он (уж фамилия у него какая-то не русская), получили ответ…(слайд 3) -Кто на каком языке думает, тот к той нации и принадлежит. В. И. Даль II.Подумаем -чем кончается день и ночь? (ь ) -чем кончается осень и начинается лето? (о) - в каком слове 40 гласных? (сорок- а) -в каком слове 100 согласных? (сто- л, сто- г, сто- н) -в каком глаголе « нет» слышится 100раз? (сто- нет) - какую ноту кладут в суп? (соль) - Молодцы, ребята! А сейчас проверим как вы приготовились к уроку дома. –Дети читают пословицы о языке и о слове ( приготовленные заранее) и объясняют их смысл. III.Какой должна быть речь? - Давайте выразительно прочитаем это стихотворение и определим: какова основная мысль этого стихотворения? Слова- дрова, Нас греет речь, Нас мыслей обжигает пламя, Душа пытливая, как печь, Всё время топится дровами. - Правильно, наша речь должна быть правильной и выразительной, мы должны чувствовать состояние другого человека и относится к нему с уважением. Чтение стихотворения учащимися. 1...Поосторожней со словами, 3....Поосторожней со словами: Они и ранят, и казнят, Все то, что высказано зря, Они порой в душе, как камень, Как бумеранг придет с годами, Никем не убранный, лежат. В груди раскаяньем горя. 2....Поосторожней со словами: Ведь словом можно и убить... Прервав, как робкой свечки пламя, Чужой судьбы живую нить. 4....Поосторожней со словами: В словах - завет, в словах - запрет. В словах всегда живем мы сами, А жизнь – одна. Дублёра – нет! (И. Яворовская) IV.Физкультминутка. V.Творческое задание. - Я предлагаю вам немого отдохнуть и выполнить творческое задание, которое называется «А слово сказкой расцветало» -А как вы думаете, какое задание я вам приготовила ? - Правильно. Нужно вставить слова, чтобы был понятен смысл поэтических строк Белка … поёт (песенки) Да … всё грызёт (орешки) 2.Старик ловил …(рыбу) А старуха пряла …(пряжу) 3.Свет мои, зеркальце! (скажи) Да всю правду (доложи): Я ль на свете всех (милее), Всех румяней и (белее?)" - Отрывки из каких произведений прочитали? Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин. Великий русский поэт.) VI. О богатстве русского языка. 1.Фразеологизмы. - Русский язык богат и разнообразен , и то что понятно нам с вами, не всегда понимают иностранцы. Как объяснить им, что такое ВЕТЕР В ГОЛОВЕ СЕЛ В КАЛОШУ ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ ПОСЫПАЛИСЬ? - Шутки, которые понятны только русскому человеку. - Давайте и мы с вами немного поиграем… 2.Составим поговорки… 1.Голоден как …(волк) 2.Хитёр как…(лиса) 3. Упрям как (осел) 4.Болтлив как…(сорока) 5. Труслив как…(заяц) 6. Скользкий как…(лед) - Какие красивые получились предложения. А когда так говорят? (Поясняют дети) - Но очень часто можно услышать неприличные, скверные, плохие слова. Эти слова просто отравляют всё вокруг. - Наша речь, наш язык – богатство, которое необходимо оберегать от засорения, от небрежного обращения и сквернословия. 3. Чтение стихотворения учителем. Великий и могучий русский язык ОН и МОГУЧИЙ, ОН ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ! ОН и НАБАТНЫЙ, И ПОРАЖАЮЩИЙ. СЛАДКОПЕВУЧИЙ Так изумительно И ГРОМОРАСКАТНЫЙ! МНОГОВМЕЩАЮЩИЙ! ОН ВЕЛИЧАВЫЙ, Все, кто на нём изъясняться привык, ОН и СТОЗВОННЫЙ, Любят ЧУДЕСНЫЙ наш русский ГИБКОКУРЧАВЫЙ, язык! Наталия Скакунова Но НЕПРЕКЛОННЫЙ! - Мы с вами учим русский язык, читаем произведения на уроках чтения. Конечно, хочется быть грамотным, хочется хорошо знать язык. А для чего? VII.Подведение итога. 1.Упражнение: закончи предложение… - Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем… -лучше понимать друг друга -правильно говорить -писать без ошибок -лучше понимать прочитанное -интересно рассказывать VIII.Заключение. - В заключение послушайте стихотворение в котором автор так трепетно, с такой безграничной любовью призывает дорожить русским языком. Дорожите Не затмил Родным, милым словом: Родника - Родников ! МноголикимБольшим языком ! Нашей жизни ОН Первооснова– Всем народам Планеты - знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток – От наречий ручьистых - В нём черпайте Живящую силу: Русских говоров, Песен, стихов... Всё, что дорого С е р д ц у, Чтоб слилось В ЯЗЫКЕ, Как Основе Основ ! Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)