Урок 33. Родной (русский) язык. 3-Б класс Тема: «Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов» Учитель: Кудрявцева Надежда Сергеевна. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Цели: - систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа; - развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания. Планируемые результаты: Предметные: Приводить в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке; закрепить правила правописания слов с безударными гласными в корне. Метапредметные (УУД): Личностные УУД: осознавать историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживать чувства сопричастности истории, ее тайнам и законам; Регулятивные УУД: применять опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: отработать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; тренироваться в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; Познавательные УУД: тренировать навыки установления причинно-следственных связей речевого оформления результатов исследования; осуществлять работу с несколькими источниками информации; Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для групповой работы, толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля Ход урока: 1. Организационный этап. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Друг к другу повернулись, друг другу улыбнулись и настроились на работу. 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами говорили об устаревших словах, вспомнили, какие слова называют архаизмами, а какие – историзмами (карточки на доске). Дома вы должны были найти и выписать 5 устаревших слов и их значения. Какие слова выписали? (ответы детей) -Молодцы! На доске: И тебе любимый град - Слово «град» в этом предложении имеет отношение к явлению природы? - Помните, как у А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..» В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит - Значит, слова «град» и «город» однокоренные? Но мы знаем, что корни однокоренных слов пишутся одинаково. В слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»? 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся. - Какая у нас возникла учебная проблема? (Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному?) - Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания). - Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным. Прочитайте текст: (карточки) «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…» - Это Филиппок из произведения Л.Н. Толстого (слайд) - Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник? - Назовите слова, обозначающие детали его одежды. Слова «порты», «лапти», «тулуп», «кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? - Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели. - Кто догадался, какая тема урока? ( Тема урока «Устаревшие слова») 4. Работа по теме урока. Закрепление знаний и умений. - Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним. РАБОТА В ГРУППАХ На слайде слова: ЦАРЬ ЗГА ИЗБА ГРАД ГЛАШАТАЙ ЛАНИТЫ БОЯРЕ ЧЕЛО КРЕСТЬЯНЕ ПЕРСТ ВОЕВОДА ОЧИ ЛАТЫ ЗЛАТО ДВОРЯНЕ ГЛАВА ЛАПТИ КОЛЬЧУГА - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно. - Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие) - Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках) - Попробуем определить лексическое значение этих слов. ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства). ИЗБА (дом) ГЛАШАТАЙ (оратор) БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя) КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе) ВОЕВОДА (военноначальник в старину) ЛАТЫ (старинные доспехи воина) ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения) ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка) КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов) - Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают? - К какой группе отнесём эти слова? Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы. - Обратите внимание на слова II столбика. - Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами) - Подберите к ним синонимы. ЗГА (дорога) ГРАД (город) ЛАНИТЫ (щёки) ЧЕЛО (лоб) ПЕРСТ (палец) ОЧИ (глаза) ЗЛАТО (золото) ГЛАВА (голова) - А к какой группе отнесём эти слова? Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления, заменяемые современными словами. ФИЗМИНУТКА Знакомство с неологизмами. - У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. - Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русском языке приходит новое слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты»). Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение. - Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова? - В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы. - Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям) - Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов. Какие слова можно привести в пример? 1. 2. 3. 4. 5. Применение и добывание знаний в новой ситуации. Исследовательская работа. Сейчас мы проведем исследование. Инструкции: Найдите устаревшее слово. Прочитайте в словаре его толкование. Подберите однокоренное слово в современном языке. Заполните таблицу. 1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые. 2. Дышал ноябрь осенним хладом. (Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю) Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля В основу словаря положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин. В ответ В.И. Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь В.И. Даля – это хранилище народной мудрости. - А теперь, с помощью толкового словаря узнайте значение данных слов. Златые Золотые Хлад Холод (Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ) - Оцените результат своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе? - Что интересное вы заметили в словах 1 столбика? (В словах встречаются сочетания ла) Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был понятен людям. В этом языке было много слов с сочетанием ра, ла, ре, ле. Они хорошо прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в нашем языке сочетания слов: краткий – короткий; здравие – здоровье. Подберите еще такие пары слов: Млад Страж – Нрав – Древо – 6. Домашнее задание. Дома вам предстоит расшифровать текст на карточках. Нужно заменить устаревшие слова современными и получившийся текст записать в тетрадь. «Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный». 7. Рефлексия. Подведение итогов урока. - Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре, которые пришли к нам из старославянского языка.) - Вспомните нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.) - Все ли у вас сегодня получалось? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения? Выставление отметок. «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…» «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…» «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…» «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…» 1. 2. 3. 4. Инструкции: Найдите устаревшее слово. Прочитайте в словаре его толкование. Подберите однокоренное слово в современном языке. Заполните таблицу. 1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые. 2. Дышал ноябрь осенним хладом. Устаревшее слово 5. 6. 7. 8. Современное слово Инструкции: Найдите устаревшее слово. Прочитайте в словаре его толкование. Подберите однокоренное слово в современном языке. Заполните таблицу. 1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые. 2. Дышал ноябрь осенним хладом. Устаревшее слово Современное слово Инструкции: 9. Найдите устаревшее слово. 10. Прочитайте в словаре его толкование. 11. Подберите однокоренное слово в современном языке. 12. Заполните таблицу. 1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые. 2. Дышал ноябрь осенним хладом. Устаревшее слово Современное слово Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления, заменяемые современными словами. Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы. Неологизмы - новые слова, обозначающие новый предмет, появившиеся в языке недавно. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)