Родной (русский) язык 3 класс Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов

Урок 33. Родной (русский) язык. 3-Б класс
Тема: «Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов»
Учитель: Кудрявцева Надежда Сергеевна.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цели:
- систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах»
в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне;
формирование основ лингвистического анализа;
- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения
учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в
историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к
этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.
Планируемые результаты:
Предметные:
Приводить в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в
русском языке; закрепить правила правописания слов с безударными гласными в корне.
Метапредметные (УУД):
Личностные УУД: осознавать историческое прошлое языка и его отражение в культуре
своего народа; переживать чувства сопричастности истории, ее тайнам и законам;
Регулятивные УУД: применять опыт планирования и организации учебного исследования;
осуществления самоконтроля познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД: отработать умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; тренироваться в выборе речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
Познавательные УУД: тренировать навыки установления причинно-следственных связей
речевого оформления результатов исследования; осуществлять работу с несколькими
источниками информации;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для групповой работы,
толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
Ход урока:
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Друг к другу
повернулись, друг другу улыбнулись и настроились на работу.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами говорили об устаревших словах, вспомнили, какие слова
называют архаизмами, а какие – историзмами (карточки на доске).
Дома вы должны были найти и выписать 5 устаревших слов и их значения. Какие слова
выписали? (ответы детей)
-Молодцы!
На доске: И тебе любимый град

- Слово «град» в этом предложении имеет отношение к явлению природы?
- Помните, как у А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
- Значит, слова «град» и «город» однокоренные? Но мы знаем, что корни однокоренных слов
пишутся одинаково. В слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда
получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
- Какая у нас возникла учебная проблема?
(Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному?)
- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами,
искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их
написания).
- Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он
очень стремился стать грамотным.
Прочитайте текст: (карточки)
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу
ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху
накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал
по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в
сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня
зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…»
- Это Филиппок из произведения Л.Н. Толстого (слайд)
- Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник?
- Назовите слова, обозначающие детали его одежды. Слова «порты», «лапти», «тулуп»,
«кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
- Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а
вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели.
- Кто догадался, какая тема урока?
( Тема урока «Устаревшие слова»)
4. Работа по теме урока. Закрепление знаний и умений.
- Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким
группам относятся, мы сейчас и выясним.
РАБОТА В ГРУППАХ
На слайде слова:
ЦАРЬ
ЗГА
ИЗБА
ГРАД
ГЛАШАТАЙ
ЛАНИТЫ
БОЯРЕ
ЧЕЛО
КРЕСТЬЯНЕ
ПЕРСТ
ВОЕВОДА
ОЧИ
ЛАТЫ
ЗЛАТО
ДВОРЯНЕ
ГЛАВА
ЛАПТИ
КОЛЬЧУГА
- Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)
- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)
- Попробуем определить лексическое значение этих слов.
ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).
ИЗБА (дом)
ГЛАШАТАЙ (оратор)
БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)
КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)
ВОЕВОДА (военноначальник в старину)
ЛАТЫ (старинные доспехи воина)
ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного
происхождения)
ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)
КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)
- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?
- К какой группе отнесём эти слова?
Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.
- Обратите внимание на слова II столбика.
- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их
заменяем современными словами)
- Подберите к ним синонимы.
ЗГА (дорога)
ГРАД (город)
ЛАНИТЫ (щёки)
ЧЕЛО (лоб)
ПЕРСТ (палец)
ОЧИ (глаза)
ЗЛАТО (золото)
ГЛАВА (голова)
- А к какой группе отнесём эти слова?
Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,
заменяемые современными словами.
ФИЗМИНУТКА
Знакомство с неологизмами.
- У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из
жизни.
- Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русском языке приходит новое
слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты»).
Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом
своё значение.
- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?
- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают
новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы.
- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)
- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они
создаются по образцу уже известных в языке слов. Какие слова можно привести в пример?

1.
2.
3.
4.

5. Применение и добывание знаний в новой ситуации. Исследовательская работа.
Сейчас мы проведем исследование.
Инструкции:
Найдите устаревшее слово.
Прочитайте в словаре его толкование.
Подберите однокоренное слово в современном языке.
Заполните таблицу.
1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые.
2. Дышал ноябрь осенним хладом.
(Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю)
Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля
В основу словаря положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей
жизни В.И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему
посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин. В ответ В.И. Даль подсказал поэту сюжет сказки
о золотой рыбке. Толковый словарь В.И. Даля – это хранилище народной мудрости.
- А теперь, с помощью толкового словаря узнайте значение данных слов.
Златые
Золотые
Хлад
Холод
(Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ)
- Оцените результат своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с
заданием? Вы довольны своей работой в группе?
- Что интересное вы заметили в словах 1 столбика? (В словах встречаются сочетания ла)
Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с
греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был
понятен людям. В этом языке было много слов с сочетанием ра, ла, ре, ле. Они хорошо
прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в
нашем языке сочетания слов: краткий – короткий; здравие – здоровье.
Подберите еще такие пары слов:
Млад Страж –
Нрав –
Древо –
6. Домашнее задание.
Дома вам предстоит расшифровать текст на карточках. Нужно заменить устаревшие слова
современными и получившийся текст записать в тетрадь.
«Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое
время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред
очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный».
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке
можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре, которые пришли к нам из старославянского
языка.)
- Вспомните нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова
проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но
не проверочные.)

- Все ли у вас сегодня получалось? Какие задания вызвали затруднения? Как можно
преодолеть эти затруднения?
Выставление отметок.

«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так
с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома,
скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти,
подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по
своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал
до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго
спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по
слогам выговорил…»
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так
с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома,
скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти,
подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по
своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал
до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго
спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по
слогам выговорил…»
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так
с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома,
скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти,
подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по
своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал
до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго
спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по
слогам выговорил…»
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так
с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома,
скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти,
подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по
своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал
до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго
спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по
слогам выговорил…»

1.
2.
3.
4.

Инструкции:
Найдите устаревшее слово.
Прочитайте в словаре его толкование.
Подберите однокоренное слово в современном языке.
Заполните таблицу.
1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые.
2. Дышал ноябрь осенним хладом.
Устаревшее слово

5.
6.
7.
8.

Современное слово

Инструкции:
Найдите устаревшее слово.
Прочитайте в словаре его толкование.
Подберите однокоренное слово в современном языке.
Заполните таблицу.
1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые.
2. Дышал ноябрь осенним хладом.
Устаревшее слово

Современное слово

Инструкции:
9.
Найдите устаревшее слово.
10.
Прочитайте в словаре его толкование.
11.
Подберите однокоренное слово в современном языке.
12.
Заполните таблицу.
1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья златые.
2. Дышал ноябрь осенним хладом.
Устаревшее слово

Современное слово

Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет.
Благое время для этого – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит
от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

Архаизмы
– устаревшие слова; обозначают
существующие предметы и явления,
заменяемые современными словами.

Историзмы
– устаревшие слова, обозначают
исчезнувшие предметы.

Неологизмы
- новые слова, обозначающие новый
предмет, появившиеся в языке
недавно.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».