Программа воспитательной работы МБОУ Янтарненская школа имени В.В. Кубракова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯНТАРНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.В. КУБРАКОВА»
К Р АС Н О ГВ АРД Е Й СК О ГО Р АЙ О Н А РЕ СП У БЛ И К И К РЫ М

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 28.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Янтарненская школа
имени В.В. Кубракова»
_______ Ю.В. Цыпляева
Приказ от 31.08.2020 г. №340-О

Программа воспитательной работы
МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова»

«Воспитание - есть управление процессом
развития личности через создание
благоприятных для этого условий».
Х.Й. Лийметс и Л.И. Новиков

с. Янтарное, 2020

1

Содержание
Стр.

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

3

2. Цель и задачи воспитания

3

3. Виды, формы и содержание деятельности

5

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

5

3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»

7

3.3. Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительного образования»

8

3.4. Модуль «Школьный урок»

10

3.5. Модуль «Самоуправление»

11

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

12

3.7. Модуль «Волонтёрство»

13

3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

14

3.9. Модуль «Профориентация»

15

3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»

15

3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

16

3.12. Модуль «Работа с родителями»

17

4. Анализ воспитательного процесса

18

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
2

ПРОЦЕССА
Программа воспитания предусматривает формирование нравственного уклада
школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды
развития обучающихся и включающую игровую, познавательную, спортивнооздоровительную, социально-значимую и другую деятельность школьников 1-11
классов.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы.
Отсюда, процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
3

российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации - личностное развитие школьников,
проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии ими позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть, в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности.
Задачи воспитания:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) инициировать и поддерживать деятельность волнтёрских отрядов;
8) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
9) организовывать профориентационную работу со школьниками;
10) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
11) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
12) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
4

развития детей.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемы
е школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, пат
риотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразован
ие окружающего школу социума (День солидарности в борьбе терроризмом; Нед
еля безопасности; Дни (митинги), посвящённые памятным датам;
- участие в акциях: «Белый цветок», «Поезд Победы», шествии «Бессмертный
полк», «Памятник от слова память»;
- спортивные соревнования по: футболу, баскетболу, волейболу, «Президентские состязания», «Зарничка», «Зарница», «Орленок»;
- праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День освобождения района», День Победы, День памяти В.В. Кубракова;
- открытые дискуссионные площадки - организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на
которые приглашаются представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, района (родительские конференции, встречи с
руководителями районной администрации и местного самоуправления).
- проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные
состязания, праздники, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих
(ежегодные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»; военно-спортивный
конкурс «А ну-ка, парни!»).
Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,
ключевые дела адаптированы применительно к нашей сельской школе и направлены
на воспитание жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной,
умеющей и желающей строить свою жизнь на селе, трудиться на благо села,
заряженной патриотизмом по отношению к малой Родине, с чувством
ответственности за нее.
5

Задача непростая и решать ее можно только всем миром, сельским социумом. За
этим наша особая миссия школы – социокультурного центра села, ориентированная
на достижение цели на основе совместных усилий семьи, школы, социума в целом.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют
все классы школы: («День матери», «День Рождения школы», Новогодние
праздники, Вечер встречи выпускников, «День Защитника Отечества», «8 марта Международный женский день»,
конкурс «Мисс Весна», смотр строя и
военно-патриотической песни, посвященной Дню Победы, классные часы; выставки
рисунков «Я помню, я горжусь…»; конкурсы чтецов, посвященные Дню Матери,
Дню Победы, которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих);
- «Школьная спортивная лига» – комплекс соревнований (День Здоровья,
Веселые старты; шашки, настольный теннис, волейбол, баскетбол, мини-футбол),
направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к
здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта,
поддержку спортивных достижений;
- торжественные ритуалы посвящения («1сентября - День знаний»,
«Последний звонок», «Выпускной вечер», «День учителя», «День первоклассника»,
«Праздник прощания с Букварём»), «Посвящение в пешеходы»;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу («Самый умный», «Звёздный час»).
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
- Вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
6

ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Классный руководитель организует работу с классом; индивидуальную работу с
обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном
классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями,
социальными партнёрами.
Работа с классом:
- изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие
личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и
деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для
исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня
социальной активности обучающихся;
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в Школе; организация
интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них
детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения
в обществе.
- тематика классных часов разрабатывается на год: тематические (согласно
плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской
славы, событиям в классе, стране), способствующие расширению кругозора детей,
формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою
Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение
конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы;
организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу;
здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в
социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют
разнообразные формы. Это однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления;
регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися:
- наблюдение, анализ поведения, индивидуальные поручения, беседы;
- создание личного портфолио обучающегося;
- работа с одарёнными детьми;
- работа с детьми «группы риска»;
- привлечение специалистов.
7

Работа с учителями, преподающими в классе:
- работа ШМО классных руководителей - по плану;
- работа по циклограмме на учебный год: работа МО педагогов, работа совета
по профилактике правонарушений, регулярные консультации классного
руководителя с учителями-предметниками;
- посещение учебных занятий, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение
дневника наблюдений (по необходимости), индивидуальные беседы с учащимися,
работа с педагогом-психологом и социальным педагогом (по необходимости).
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- беседы родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью
оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
- родительские собрания (тематические, организационные, аналитические,
итоговые, комбинированные, совместно с учителями-предметниками, совместно с
детьми);
- информационные стенды (классные уголки);
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих
в управлении школой и решении вопросов воспитания и обучения детей;
- привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров
воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания;
- работа через интернет - ресурсы: сайт школы, электронный журнал,
электронный дневник;
- индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
- совместные дела: организация на базе класса семейных праздников,
конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
анкетирование и тестирование родителей.
3.3. Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
Воспитание на занятиях внеурочной деятельности и дополнительного
образования преимущественно осуществляется через:
Познавательная деятельность: занятия, направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Внеурочная деятельность:
- - организация проведения предметных недель в течение года (математика,
русский
язык,
окружающий
мир,
физическая
культура,
предметы
художественно-эстетической направленности);
- школьные олимпиады;
- интеллектуальная игра «Самый умный».
Дополнительное образование:
- «Я учу английский язык», «Основы финансовой грамотности», «Юный
защитник Отечества».
8

Художественное творчество: занятия, создающие благоприятные условия для
социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Внеурочная деятельность:
- проект «Творчество» - проектно-творческая деятельность: викторины,
театрально-музыкальные конкурсы,
конкурсы
газет,
рисунков,
мультимедийных
презентаций, выставки детского творчества;
- ежегодное проведение художественно-творческих мероприятий на
английском языке - показ спектаклей, конкурс чтецов, литературная гостиная;
Дополнительное образование:
- «Умелец».
Проблемно-ценностное общение: занятия, направленные на развитие
коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Внеурочная деятельность:
- коммуникативная
деятельность:
практикумы,
тренинги,
социально-значимые проекты, конкурсы, шефская работа, посещение производств и
учебных учреждений.
- парад достижений - ежегодное награждение в конце учебного года
обучающихся, добившихся хороших результатов в сфере дополнительного
образования в личном зачёте.
Дополнительное образование:
- «Мультимедийная журналистика», «Фотоискусство».
Туристско-краеведческая деятельность: занятия, направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них
навыков самообслуживающего труда.
Внеурочная деятельность:
- туристско-краеведческая игра «Моя малая родина»;
- посещение краеведческих музеев;
- квесты,
игры по
станциям,
викторины,
олимпиады
и
др.
туристско-краеведческой направленности.
Дополнительное образование:
- «Туризм. Экология. Краеведение».
Спортивно-оздоровительная деятельность: занятия, направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Внеурочная деятельность:
- участие в ежегодных районных соревнованиях по ОФП;
- работа Школьного Спортивного Клуба (ШСК) «Олимпиец»;
9

- ежегодная районная оборонно - спортивная игра «Зарничка»;
- реализация проекта «Здоровая семья - здоровая страна»;
- реализация проекта «Тенис в школе»
Дополнительное образование:
- занятия по ОФП, «Баскетбол», «Шахматы».
Трудовая деятельность: занятия, направленные на развитие творческих
способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду (Экологические субботники, реализация проектов
«Уголок России - школьный двор», ежегодная акция «Птичья столовая»).
Игровая деятельность: занятия, направленные на раскрытие творческого,
умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
Внеурочная деятельность:
- участие в районной игре - викторине «Эрудит»;
- участие в международной математической игре «Кенгуру»;
- участие в районных предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах, играх, викторинах в сети Интернет и др.
Дополнительное образование:
- «Робототехника».
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
10

детьми;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Новые знания появляются благодаря совместным усилиям школьника и педагога.
При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как
контроль учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью,
чтобы задания хотелось выполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а
приобретая через них саму жизнь.
Создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления позволяет создать
условия для реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов
образования XXI века: «образование для всех», «образование через всю жизнь»,
образование «всегда, везде и в любое время». У обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Основная цель модуля «Ученическое самоуправление» в МБОУ «Янтарненская
школа имени В.В. Кубракова» заключается в создании условий для выявления,
поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия
совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в
вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность.
Участие в самоуправлении даёт возможность подросткам попробовать себя в
различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения,
совместного преодоления трудностей, формирует личную и коллективную
ответственность за свои решения и поступки.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
11

Ученическое самоуправление в школе представлено в форме Совета
Старшеклассников. В состав Совета Старшеклассников входит 11 человек.
Возглавляет Совет Старшеклассников Президент школы. Президент школы
избирается 1 раз в два года, тайным голосованием в котором принимают участие
учащиеся 5-11 классов. Полномочия Президента длятся 2 года.
В школе сформированы министерства:
-Министерство образования;
-Министерство дисциплины и порядка;
-Министерство информации;
-Министерство культуры и отдыха.
Один-два раза в месяц собирается Совет Старшеклассников, на котором
происходит анализ сделанных за истекший период дел и обсуждаются предложения
как, в какой форме проводить запланированные на следующий этап мероприятия,
корректируется время, ответственные и пр.
За последние годы выросли активность и интерес учащихся к различным
творческим делам. Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении
собственных сценариев. Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех
школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает
руководству школы, педагогическому коллективу в осуществлении поставленных
организаторских и воспитательных задач.
На уровне классов:
Через деятельность выбранных по инициативе обучающихся класса лидеров,
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и
классных руководителей, другие обучающиеся класса узнают о предстоящих
мероприятиях, могут коллегиально скорректировать работу в своём классе.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение - это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его
правовой основой является:
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об
общественных объединениях" (ст. 5).
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями и
дополнениями).
- Письмо Минобразования РФ от 11 февраля 2000 г. № 101/28-16 «О
12

направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских и
молодежных объединений в образовательных учреждениях»
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация
состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в
себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других;
- клубные встречи - формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов объединения
событий;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в
него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности
пресс-центра детского объединения, проведения традиционных мероприятий формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел).
По инициативе Совета школы созданы школьные профильные отряды и
объединения:
Школьные Отряды БезОпасности:
- отряд юных инспекторов движения (ЮИД) «Дорожный патруль».
Детские профильные объединения:
- клуб «Юных защитников Отечества»;
- школьный спортивный клуб «Олимпиец»;
- клуб любителей книги «Читай-ка».
3.7. Модуль «Волонтерство»
Волонтёрство - это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтёрство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство
предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, проводятся на уровне района, страны. Повседневное
волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет
13

школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство
позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и
слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На уровне школы:
- участие школьников в организации праздников, торжественных
мероприятий, встреч с гостями школы;
- участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
- участие школьников в работе на прилегающей к школе территории
(благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);
- участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в
качестве ведущих, выступающих;
- участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение
листовок, буклетов и т.п.;
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в микрорайоне расположения школы;
- участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к
сбору помощи для нуждающихся;
- благотворительная акция и ярмарка «Белый цветок»;
- мероприятия в рамках Дня защиты детей;
- мероприятия в рамках Дня Победы, «Доброе утро, ветеран».
3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них
навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- эпизодические пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в
музей, в театр, кинотеатр, на предприятие, выезды на природу;
- в районную детскую библиотеку, Янтарненскую сельскую библиотеку при
сельском доме культуры на мероприятие (по приглашению и отдельному плану
работы библиотеки);
- экскурсии в организации и на предприятия, в том числе, сельскохозяйственные,
села, района и республики;
- выезд в другие населённые пункты в музеи, дворцы, парки, театры, на
концерты, представления, в цирк и др.;
- выезд в другие населённые пункты для участия в конкурсах, фестивалях,
14

соревнованиях др.
3.9. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности.
Педагог актуализирует профессиональное самоопределение обучающихся,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, расширяющие знания школьников
о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- встречи с участием представителей различных профессий;
- экскурсии на предприятия района и села, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- встречи со специалистами Центра занятости, проведение уроков
профориентации;
- встречи с преподавателями различных учебных заведений;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий(http://metodkabinet.ru/,http://мой-ориентир.рф/https://proektoria.online/ne
ws/projectnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otkrytyh_urokov/ и др.),
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования
(https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.),
- участие в работе всероссийского профориентационного проекта
«ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/), созданном в сети интернет: просмотр
лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах,
посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии.
3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
15

сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- школьная газета, информационный бюллетень, на страницах которой
освещаются наиболее интересные события жизни школы, участие обучающихся в
конкурсах,
олимпиадах,
конференциях
разного
уровня,
ученического
самоуправления. Для выпускников размещаются материалы о вузах, колледжах;
- медиацентр – созданная из заинтересованных учащихся группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов,
вечеров;
- школьное телевидение – группа заинтересованных учащихся и педагогов,
которые делают программу «Школьные новости» для просмотра в холле 1 этажа,
размещения на сайте школы. В телевизионных новостях освещаются события жизни
школы, обсуждаются проблемы с представителями администрации школы,
педагогами, родительской общественности, ученического самоуправления;
- совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных
стендов в школе и классах;
- информирование осуществляется через школьный сайт и сайты (группы)
классов.
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии её
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее
влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, рекреаций, актового
зала, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на
учебные и внеучебные занятия;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися, проявляющее фантазию и творческие
способности учащихся, создающее повод для длительного общения педагогов с
детьми;
- размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб;
- оформлением пространства проведения конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
16

фотозон, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка бренда образовательной организации
(брендинг – это совокупность приемов, способов и методов создания бренда школы и
его дальнейшее продвижение посредством буклетов, афиш, социальных сетей, сайта
ОО).
В школе принято ярко, интересно, творчески проводить праздники: День знаний,
День учителя, Последний звонок для выпускников, выпускной вечер. Специальные
события школы – это источники позитивной информации, но важно заниматься и
продвижением самих событий, формировать интерес к ним, рекламировать их
(эффективно размещать на территории школы афиши, давать анонсы событий в
СМИ, размещать анонсирующую и итоговую информацию на официальном сайте
школы).
- представительство школы в интернете: создание и управление официальным
сайтом школы, работа в рамках социальных сетей;
акцентирование
внимания
школьников
посредством
элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.12. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с
целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и
обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого
воспитанника. Формы участия родителей или законных представителей школьников
в
управлении
образовательным
учреждением:
социальные
заказчики
образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
эксперты качества образования; защитники прав и интересов ребёнка.
Работа с родителями или законными представителями школьников
обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
родительской общественности посредством различных форм просвещения и
консультирования.
На групповом уровне:
1. Участие родителей в управлении школой:
Совет школы участвующий в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и социализации их детей.
2. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в
образовательный процесс:
- классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых
учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт
семейного воспитания: «Показатели нормативного и ненормативного поведения
детей младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают
счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над ними», «Роль традиции
семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии старшеклассника» и т.д.;
- День открытых дверей - родительские дни, когда возможно посещение
родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления

17

о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе
(коллективе) среди сверстников.
3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или
законных представителей школьников:
- общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения
наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к
собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества школьной
жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах
деятельности;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
- мероприятия по совместному (родители и учащиеся) благоустройству
территорий.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальные консультации родителей или законных представителей
школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией, c целью
координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации
ФГОС ОО.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение
родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную
деятельность родителей и обучающихся.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
18

общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
- результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова
динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать?);
воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;
испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя
привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли
стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные
отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми
взрослыми людьми?);
- управление воспитательным процессом в образовательной организации
(имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах,
регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях
и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией
условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли
школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?);
- ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах,
необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается
школа с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы
используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?).
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».