Методическая разработка по учебному предмету ОДНКНР на тему Твой духовный мир учитель Блискунова Н.А.

Тема урока: «Твой духовный мир».
Цель: развитие целостного представления о культурном наследии христианской
Руси; формирование представление о том, что человеческие ценности родились,
хранятся и передаются из поколения к поколению через этнические, культурные,
духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;
способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек
могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление к
нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию; создать
условия для становления ценностных ориентаций, формирование убеждения в том,
что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к
определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером
его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
Планируемые результаты изучения материала:
Предметные: обучать учащихся
1. извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков);
2. читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;
3. устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть
диалогической формой речи.
Личностные:
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих
поступков.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Организационный момент.
– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой
номер».
Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:
1. Добро.
2. Зло.
3. Духовность.
4. Бездуховность.

5. Нравственность.
6. Безнравственность.
Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер,
встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее
понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время
показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим
принятым в классе способом.
– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?
– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?
Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.
II Целеполагание. Формулирование темы урока.
-Закройте глаза, представьте то, о чём я буду говорить
(Звучит приятная музыка)
–Посмотрите, какая красота вокруг нас. Весной мы можем слышать пение птиц,
журчание ручейка, чувствовать запах сирени, летом попробовать на вкус спелую
ароматную ягоду. Зимой любуемся морозными узорами на окнах, видим, как
блестит на солнце снег. Это окружающий нас мир, реальный мир, который мы
видим, слышим, чувствуем. Но есть и другой мир. Благодаря ему мы радуемся,
грустим, надеемся, испытываем наслаждение. Предположите, как называется этот
мир? (духовный мир).
- О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?
III. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных
ситуаций.
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
-Предлагаю (обучающемуся) найти, как определено это понятие в Интернете. А
пока, давайте выскажем своё понимание. Что вы вкладываете в понятие
«Духовный мир»?
Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность…
- Говорят, что у человека, кроме сердца,
есть душа. С каким предметом у вас
ассоциируется
душа
человека,
духовный мир. (чаша, сосуд, кувшин)

Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, повашему, духовный мир более развит? (младенец,
старец)







- Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)
- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима
духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе
необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли..
-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или,
наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти
выражения. Приведите пример.
- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой,
успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы
хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя
ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.
- В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»
– Как вы понимаете эти слова?
- Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и
красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык
и обычаи других народов.
IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.
ТЕСТ (Приложение 1)
- Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а
красным - материальные.
Практическая часть
А) (индивидуально)
- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им
распорядишься? Сколько времени потратишь:
(Приложение 2)
На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________
- Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению
книг?
-Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать
более образованным человеком?
Б) (в группе)
- Как ты пополняешь свои знания?
(приложение 3)
1….
2….
3….
4….
5….







(Примерные ответы)
Беседую с родителями и друзьями;
Читаю книги и журналы;
Посещаю музеи и выставки;
Пользуюсь Интернетом;
Посещаю библиотеку.

3Физкультминутка «Поменяйтесь местами ...»
– Сейчас мы поиграем, и вы немного отдохнете и убедитесь, что в нашем классе
многие дети стремятся к духовности.
Учитель называет какой - то общий признак и предлагает поменяться местами
тем, кому он присущ.
–Пересядьте те, кто любит слушать музыку;
- кто знает народные песни;
- у кого в семье большая библиотека;
- кто умеет играть на музыкальном инструменте;
-кто был в филармонии (музыкальном театре);
- кто любит природу,
- животных;
- кто считает, что добро всегда победит зло.
В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать человеком
духовным? (в группе) (Презентация)
- Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.
- Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?
- Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек
снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и
компьютерными играми. Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить
книги и чтение?
Г) (в группе)Соберите пословицы. Объясни смысл пословиц.
(Приложение 4)
Хлеб питает тело, а книга - разум.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
-Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?
- Приведите пример личности, которая, по-вашему, образована и духовно развита.
Д) Перед вами тексты из учебника «Родное слово» К. Д. Ушинского
(XIXвек). Ответьте на вопрос: Какие задачи воспитания младших
школьников ставил перед собой автор учебника?
К. Д. Ушинский. « РОДНОЕ СЛОВО» (Приложение 5)
1 группа
Прилежный барин. Раздень меня, уложи меня, закрой меня, перекрести меня,
перевороти меня; а усну я сам.
Худо тому, кто добра не делает никому. «Гришенька! Одолжи мне на минуточку
карандаш», а Гриша в ответ: «Носи свой; мой самому нужен».
«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку», а Гриша в ответ: «Книги твои, сам
их и укладывай».
2 группа
Кончил дело, гуляй смело.
Мальчик пишет и читает;
Не пора ли порезвиться?»
А на ветке, за окном,
А мальчик-то птичке в ответ:
Птичка громко распевает
«Нет, милая пташечка, нет!
И поет все об одном:
Теперь мне гулянье не в прок;
«Не довольно ли учиться?
Дай прежде окончу урок»...

Кончил мальчик! В шляпе дело!
Книгу в столик положил;
Прыгнул в сад и крикнул смело:
«Ну-ка, кто меня манил?»

Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет,
Ему вишенка, краснея,
свои ветки подает.

3 группа
Ворон и сорока.
Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел
молча.
- Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?
– спросила, наконец, сорока.
- Плохо верю, кумушка, - ответил ворон, - кто так много болтает, как ты,
наверное, много врет!
Кто дерет нос кверху.
Спросил мальчик отца:
- Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой – торчмя
торчит?
- Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот и
торчит кверху.
Е) Ученический проект «Как влияет музыка на духовное развитие человека»
- Внимание на экран. Предлагаю вам просмотреть видеоролик и ответить на
вопрос, что ещё влияет на духовный мир человека? (Просмотр видеофрагмента).
Выводы:
- Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием
человека, его интересами, увлечениями, знаниями – со всем, что составляет
внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение
человека к окружающим и самому себе. Это правила учтивости, вежливости,
внимательности – то, что принято называть этикетом.
Цель этикета – проявление уважения к собеседнику, желание доставить ему
удовольствие своим обходительным поведением, манерами, своим внешним
видом, жестами. Этикет позволяет обществу жить приятно, без стрессов, обид,
непонимания.








VI. Подведение итога урока.
Выскажи свое мнение: справедливы ли приведенные суждения (Критическое
мышление) + или –
Приложение 6
Россия – многонациональное государство.
Человек обязан исповедовать какую-либо религию.
Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь,
милосердие, справедливость, совестливость.
Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.
Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.
Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо
относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

VII. Домашнее задание.
Дополнить фразы (письменно) (Приложение 7 )
 Я мечтаю увидеть и полюбоваться...
 Я знаю, что красота души –это...
 Самое главное в человеке доброта, потому что...
 Духовное важнее материального, потому что...
VIII. Итог урока. Рефлексия
У каждого из вас человечек без лица, без эмоций.
Подарите ему свои эмоции, нарисуйте на его лице то, что
вы сейчас испытываете.

Приложение 2






На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________

Приложение 3
1____________________________________________________
2____________________________________________________
3____________________________________________________
4____________________________________________________
5____________________________________________________

Приложение 4
Хлеб питает тело,

а в радость.

Хорошую книгу читать не в тягость,

а за тридевять земель унесет.

Книга не самолет,

а книга - разум.

Приложение 5
К. Д. Ушинский. « РОДНОЕ СЛОВО»
1 группа
Прилежный барин. Раздень меня, уложи меня, закрой меня, перекрести меня,
перевороти меня; а усну я сам .
Худо тому, кто добра не делает никому. «Гришенька! Одолжи мне на
минуточку карандаш», а Гриша в ответ: «Носи свой; мой самому нужен».
«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку», а Гриша в ответ: «Книги твои,
сам их и укладывай».
2 группа
Кончил дело, гуляй смело.
Мальчик пишет и читает;
А на ветке, за окном,
Птичка громко распевает
И поет все об одном:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик-то птичке в ответ:
«Нет, милая пташечка, нет!
Теперь мне гулянье не в прок;

Дай прежде окончу урок»...
Кончил мальчик! В шляпе дело!
Книгу в столик положил;
Прыгнул в сад и крикнул смело:
«Ну-ка, кто меня манил?»
Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет,
Ему вишенка, краснея,
свои ветки подает.

3 группа
Ворон и сорока.
Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел
молча.
- Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе
рассказываю? – спросила, наконец, сорока.
- Плохо верю, кумушка, - ответил ворон, - кто так много болтает, как ты,
наверное, много врет!
Кто дерет нос кверху.
Спросил мальчик отца:
- Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой –
торчмя торчит?
- Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот
и торчит кверху.

Приложение 6
 Россия – многонациональное государство.
 Человек обязан исповедовать какую-либо религию.
 Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь,
милосердие, справедливость, совестливость.
 Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.
 Традиционные религии России не способствуют укреплению
нравственности.
 Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо
относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.
Приложение 7
Дополнить фразы (письменно)
1. Я мечтаю увидеть и полюбоваться...
2. Я знаю, что красота души –это...
3. Самое главное в человеке доброта, потому что...
4. Духовное важнее материального, потому что...

Приложение 1

ДЕНЬГИ
ЗДОРОВЬЕ

СЕМЬЯ
ЗАНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

ДРУЖБА
ДАЧА
ПРИРОДА

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

ЗНАНИЯ

ОТДЫХ

СПОРТ

АВТОМОБИЛЬ

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________

На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями
_________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».