МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯНТАРНЕНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.В. КУБРАКОВА»
Классный час
Кузнецова О.В.,
учитель начальной школы
2021 г.
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением,
значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная: помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить учащимся, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путем.
Развивающая: развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям,
одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал, карточки разного цвета, презентация,
мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Введение в тему.
Слайды 1-6.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди
скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его
доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все,
кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом
наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он
закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз
и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно
должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На
такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
ВЫВОД: Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и
терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не
силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним
куском.
Ребята, а давайте, попробует эту ситуации перенести в нашу жизнь. Какими
качествами должен обладать человек, который хочет иметь друзей?
Слайд 7
Вот такую прекрасную полянку в летний день
освещает яркое нежное солнышко. Я знаю, что
многих из вас ваши родные часто называют
вас солнышками. И вам это очень нравится. А
ведь солнце – это большая звезда. Но для
большинства людей понятия «солнце мое или
солнышко» всегда связано с чем–то теплым,
добрым. Солнце обогревает весь мир. И мы с
вами сейчас попробуем определить качества
такой личности, которое будет всегда светить
людям на радость, дарить им свое тепло.
Дружба, любовь, терпение, уважение, доброта, доверие, сочувствие – вот такими
качествами должен обладать человек, который всегда будет дарить людям свое тепло.
Всё то, о чём мы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним
словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или
кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам
ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим
мнением, умение жить в мире и согласии со всем миром. А это значит – дарить
людям любовь, быть терпимым, уметь прощать.
4.Работа с иллюстрациями на доске.
- Какими словами, исходя из понятия «толерантность», можно подписать
иллюстрации?
- 16 ноября Международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он? Что
может измениться?
Доверие, уважение, сочувствие – это основные и главные условия для дружбы.
Людям, которые по-разному смотрят на то, что такое добро, а что такое зло, будет
тяжело быть друзьями.
Личные качества, полезные для
дружбы:
Искренность, открытость;
Сочувствие;
Умение выслушать;
Интерес к делам и переживаниям другого;
Готовность прийти на помощь, быть рядом
в трудную минуту;
Готовность прощать;
Умение признавать свои ошибки;
Умение принимать советы;
Умение хранить секреты.
5. Игра.
– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что
нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки
других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть
сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать
толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе лежат карточкисветофорчики. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, а вы поднимите
светофорчик желтого цвета, если вы согласны с первым ответом, красного цвета,
если согласны со вторым ответом.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться
помощью.
Ты недоволен собой.
1.Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими
близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
6. Ребята выучили к нашему занятию стихотворения. Давайте их послушаем.
1.Толерантность. Что это такое? Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
2.Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе.
3.Нет нужды опасаться, что тебя
обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
4.Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
3.Если тебя обидел товарищ,
Не торопись ему отомстить.
Попытайся не раздражаясь
Неправоту его ему объяснить.
Не отвечай злобой на злобу.
Сдержанным будь всегда.
В этом случае насилью любому
Дать отпор ты сумеешь тогда.
Все вместе:
Если каждый друг к другу будет
терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!
7. Рефлексия. «Солнышко»
На доске у нас солнышко. У него нет лучиков. Я
предлагаю вам прикрепить свой лучик.
- Посмотрите, каким красивым стало солнышко, оно
излучает больше тепла, света. Так и люди, если они
вместе, если они дружны, то можно сделать очень
много добрых и полезных дел.
- В конце мне бы хотелось сказать, что наш
класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в
нашей семье всегда царили доброта, уважение,
взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А
что же для этого нужно?